Беседа деловая

БЕСЕДА ДЕЛОВАЯ — диалогический жанр официально-делового функционального стиля речи, а именно: развёрнутый устный разговор двух или нескольких лиц, наделённых полномочиями своих организаций, содержанием которого является та или иная деловая проблема, а основной целью — её практическое решение. Дополнительными целями беседы деловой являются установление и поддержание баланса деловых взаимоотношений, стимулирование креативного тонуса профессионального сообщества. При невозможности удовлетворяющего всех решения в беседе деловой идёт поиск компромисса.

Беседа деловая сформировалась на основе разговорной беседы (см. беседа разговорная) и сохраняет такие её фундаментальные черты, как неторопливость, доброжелательный настрой и психологическое равенство собеседников, признание непосредственного общения на близкой дистанции культурной ценностью. Беседа деловая характеризуется тем же прозаическим ритмом (чередованиями микромонологов с «дробными участками» и отдельными короткими репликами). В то же время деловые цели и официальные отношения речевых партнёров накладывают на общение свой отпечаток, и деловая беседа существенно отличается от разговорной.

Беседа деловая предполагает предварительную подготовку участника: анализ проблемной ситуации, определение коммуникативной стратегии и выбор тактик её осуществления, сбор и систематизацию фактических материалов по проблеме, разработку аргументации, обдумывание психологических проблем предстоящей встречи.

В композиционно-логическом отношении беседа деловая подобна каноническому устному монологу-рассуждению: композиционная рамка отдаётся решению психологических проблем общения (во вступительной части — привлечению внимания, созданию благоприятной атмосферы общения, пробуждению интереса к предстоящему разговору; в вежливом заключении — снятию напряжения и обеспечению благоприятного продолжения сотрудничества в будущем), основная часть несёт в себе интеллектуальное проблематичное содержание. Специфика жанра связана с диалогичностью: беседа деловая представляет собой сосредоточенный спор (см. спор), дебаты по обозначенной проблеме. Наиболее важны в беседе деловой микромонологи-рассуждения, включающие в себя аргументацию и контраргументацию выдвигаемых собеседниками тезисов. Контраргументация и дополнительная информация любого характера может также оформляться в виде коротких реплик. Анализ позиции речевых партнёров, выявление слабых мест чужой аргументации осуществляется с помощью различных вопросов и коротких критических замечаний.

Тема беседы деловой характеризуется определённостью и обдумывается заранее. В отличие от разговорной беседы, деловой жанр требует тематического единства. Сквозная тема — принципиальный признак беседы деловой. Детализация основной темы, привлечение сопоставительной тематики, тематические отклонения контролируются собеседниками. Тональность спокойного дружелюбия и заинтересованности в решении проблемы является ведущей. Даже в острых ситуациях проблемного обсуждения участников беседы деловой не должна покидать забота о гармонии взаимоотношений. Негативные эмоции, чрезмерная экспрессия, борьба за победу любой ценой разрушают жанр. Нормальна тональная сдержанность, связанная с социально-ролевой позицией собеседника, необязательностью его личного самораскрытия, откровенности.

Помимо проблемной, существуют организационная, кадровая, дисциплинарная и другие разновидности беседы деловой. Данный жанр требует от участников профессиональной компетенции, а также различных логических, психологических, риторических знаний и навыков. Владение данным жанром — показатель высокого профессионализма и обширной речевой компетенции.

♦ Сопоставительное понятие: беседа разговорная.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 35-37.

Понятие: