Респондент (Осипов, 2014)

РЕСПОНДЕНТ (от лат. responsare — отвечать, реагировать) — участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкетера или интервьюера, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Инициатива участия в опросе принадлежит не респонденту, а исследователю, хотя за респондентом сохраняется право отказаться от участия в опросе. Содержание вопросника, виды вопросов и ситуация интервью регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной, единой для всех инструкцией. Таким образом, ролевая позиция респондента выглядит априори заданной, требующей принятия целого ряда весьма жестко регламентированных требований.

В то же время это не однонаправленное воздействие, а активное взаимодействие, своеобразный диалог, в котором каждый из участников вносит свою долю в формирование достоверности получаемых эмпирических данных. Поэтому возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс требований, обусловленных некоторыми свойствами и особенностями респондента как партнера социолога по исследовательской ситуации.

Во-первых, респонденты массовых социологических опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научного сознания и управленческого, прагматического сознания, в сфере которых формируются цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование «перевода» программных (исследовательских) вопросов на уровень обыденных, житейских представлений респондента, его повседневного опыта (см. Операционализация понятий).

Во-вторых, существенным свойством респондента является, как уже упоминалось, уровень его информированности, компетентности по поводу изучаемой сферы социальной реальности. Респондент может быть либо непосредственным участником или наблюдателем изучаемых процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредованных процессами социализации (воспитание, обучение, деятельность СМИ и т.д.).

В-третьих, респондент характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и практике социологических опросов вообще. Замечено, что в периоды кризисов в отношениях власти и населения число отказавшихся от участия в опросах, прерванных интервью и не отвечающих на отдельные вопросы и блоки вопросов резко возрастает.

В-четвертых, необходимо учитывать социокультурные и национальные особенности респондента, которые включают его нормативные представления о приемлемых тематических границах для беседы с незнакомыми людьми (табуированные темы), о возможном языковом и приемлемом стиле опроса, возможности высказывания оценок отдельных событий, явлений, людей и т.д. Значение этих особенностей возрастает в межнациональных сравнительных исследованиях и в опросах социальных слоев и групп, принадлежащих к различным субкультурам: городские и сельские жители, тендерные, молодежные субкультуры и др.

В-пятых, психологические особенности респондента также оказывают значительное влияние на результаты опроса. К этой группе относятся такие признаки респондента, как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, память, аналитические возможности, коммуникабельность, уверенность в себе, воображение, темперамент, навыки вербализации, чувствительность к невербальной информации. Снижение и профилактика негативного влияния этих факторов во мн. зависит от качества вопросника, т. е. от профессионализма социолога, а также от уровня подготовки и мастерства интервьюера.

Учебные и методические пособия, посвященные методу опроса, в большей или меньшей степени содержат рекомендации по названным проблемам, но специализированные исследования пока нельзя считать систематическими как в отечественной, так и зарубежной социологии, хотя их число постепенно возрастает.

О.М. Маслова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 393-394.

Литература:

Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 1. М., 1990;

Ноэль-Нойман Э. Обществ, мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996;

Мягков А.Ю. Соц.-демогр. переменные в социологическом исследовании: Проблемы достоверности самоотчетов респондентов. М., 2002;

см. также: Опрос социологический, Вопрос, Интервью.

Понятие: