Естественное право (ССИС, 2001

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - концепция, согласно которой определенные ценности и права признаются изначально соответствующими природе человека и потому незыблемыми. Е.п. содержит необходимые критерии подлинно справедливого права и рассматривается в качестве образца или идеального прообраза для положительного (действующего) права. Относительно происхождения Е.п. существовали различные мнения. Его источником одни признавали природу как таковую, другие — божественный закон, третьи — разумную природу человека, четвертые — опыт, приобретенный в ходе исторического развития. Естественноправовые теории различаются также на основании того, полагают ли они Е.п. исторической реальностью (правом, которое действовало в естественном или догосударственном состоянии), или признают за ним исключительно идеальное бытие.

Деление на естественное и положительное право впервые появляется в Древней Греции (в учении Аристотеля). Свое дальнейшее развитие оно получает в римском праве, в котором, однако, его смысл теряет свою однозначность. Е.п. римские юристы называли: то общее, что естественный разум находит в праве различных народов; законы природы; наконец, правила, которые сохраняют свою силу, даже если противоречат общепризнанному положительному праву. В средние века над положительным и Е.п. надстраивается право божественное, но Е.п. сохраняет свое значение в качестве непосредственного мерила законности и справедливости конкретных законов.

Расцвет теории Е.п. приходится на XVII—XVIII вв. Главные представители естественноправовой теории этого периода: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо. Понятие «Е.п.» применяется данными мыслителями различным образом (как историческая гипотеза, как политический и юридический идеал, как то право, которое следует применять в отношении ситуаций, неурегулированных законом).

Серьезный удар теориям Е.п. был нанесен вначале исторической школой права (начала XIX в.), а затем юридическим позитивизмом (вторая половина XIX в.). В то же время в России, несмотря на возрастающее влияние позитивизма, во второй половине XIX и в начале XX в. теории Е.п. успешно развиваются. Особенность современного понимания Е.п. заключается в постулировании изначальной связи между правом и нравственностью. В европейской философии права XX в. естественноправовая точка зрения возрождается в философии неотомизма (Ж. Ма- ритен, Дж. Финнис, Й. Месснер), в немецкой философии послевоенного периода (конец 40-х — начало 60-х гг.), прежде всего в трудах Г. Радбруха, а также у Г. Райнера, Г. Роммена, Л. Фуллера, Р. Дворкина (см. Философия права).

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 163-164.

Tags: