Реальность виртуальная

РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНАЯ - понятие, употребляемое для обозначения реальности в возможности (в становлении) в противоположность реальности актуальной (действующей). В определении понятия «реальность виртуальная» всегда предполагается множественность типов реальностей (полионтологичность реальности). Исследованием реальности виртуальной занимается новое научное направление — виртуалистика, имеющая философские разработки, специальные теоретические модели, экспериментальные исследования и практические результаты. Исследования реальности виртуальной ведутся в самых разных областях науки и практики: философии, информатике и кибернетике, психологии, экономике, социологии, образовании и т.д. Виртуалистика дает возможность реализовать междисциплинарный подход в исследованиях человека. Понятие «реальность виртуальная» в общем виде приложимо ко всем видам реальности: к физической, технической, психологической и т.д. Это возможно, т. к. в широком понимании, а именно как общенаучная категория, категория виртуальности предлагает единую онтологическую парадигму не только для естественных и технических дисциплин, но и для гуманитарных.

Реальность виртуальная разделяются на несколько видов: имитационные, условные, прожективные и пограничные. Имитационные реальности виртуальные моделируют (с максимальной полнотой) внешний мир. Условные реальности виртуальные по отношению к обычному (реальному) миру выступают как схемы или модели; в этих реальностях виртуальных совсем не требуется, чтобы события в них были похожи или неотличимы от тех, которые человек переживает и проживает в моделируемых реальностях. К прожективному классу реальности виртуальной относятся все те реальности, которые созданы, спроектированы исходя из некоторых идей; здесь важно не то, чтобы реальность виртуальная реализовала некий чувственный мир и реальные переживания человека в нем, а чтобы соответствующие идеи были воплощены полноценно, чтобы человек оказался в мире, отвечающем этим идеям, каким бы странным этот мир ни был. Пограничные реальности виртуальные представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной; эти реальности позволяют «расширять сознание» специалиста, вооружая его «видением» и знаниями, которыми он актуально здесь и сейчас не может обладать.

Во 2-й половине 20 века идея виртуальности возникла почти сразу в нескольких сферах науки и техники. О виртуальном существовании заговорили физики, открыв т. н. виртуальные частицы, в авиационной технике была разработана виртуальная кабина пилота самолета, особым способом предоставляющая информацию о полете и боевой обстановке; в психологии были открыты виртуальные состояния человека; для обозначения специфических процессов, происходящих в компьютере, был предложен термин «реальность виртуальная» Во всех этих областях для обозначения специфичности существования объекта используется один и тот же термин — «виртуальный», который происходит от лат. слова «virtus» — возможность, особое состояние духа, доблесть, сила, способность, пребывающая в скрытом состоянии и могущая проявиться, случиться. Реальность виртуальная рассматривают как один из видов реальностей.

Термин «реальность виртуальная» (возможная, вероятная реальность) в настоящее время используется для обозначения реальности, создаваемой с помощью компьютерных устройств и технологий, применяемых для обучения, выработки требуемых от человека в тех или иных заданных ситуациях реакций и т.д. Интерес представляют не просто события, создаваемые в компьютере, а возможность с помощью компьютерных технологий и специальной техники создавать мир, события которого весьма напоминают события обычного или придуманного мира, или же события, представляющие собой воплощение каких-то идей: научных, художественных, эзотерических и т.п. Реальность виртуальная обязательно предполагает участие человека; события реальности виртуальной — это события, данные сознанию человека, находящегося в реальности виртуальной. Реальность виртуальная — это реальность чувственная и события «здесь и сейчас». Человек, находящийся в реальности виртуальной, понимает, что события разворачиваются только внутри его сознания, что их нет для других людей или в физическом смысле.

Создание виртуальных технологий и реальностей может рассматриваться как начало новой технологической революции. До изобретения ЭВМ человек создавал знаки и действовал с ними сам. В компьютере человек создает знаки и оперирует с ними формальным способом, большинство операций со знаками совершает уже не сам чел. непосредственно, а компьютер. Таким образом, удалось автоматизировать ряд мыслительных операций, создать новый тип коммуникаций, новые способы общения и т.д. Развитие технологий информационных открыло новые возможности для реальности виртуальной. Создается симбиоз «человек—компьютер—машина», который становится инструментом новых знаков и действия с ними. Новая революция носит прежде всего семиотический и информационный характер.

Выделяют следующие основные свойства реальности виртуальной: порожденность — реальность виртуальная продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; актуальность — реальность виртуальная существует актуально, только «здесь и теперь», до тех пор пока активна порождающая ее реальность; автономность — в реальности виртуальной свое время, пространство и законы существования; интерактивность — реальность виртуальная может взаимодействовать со всеми др. реальностями, в т. ч. и с порождающей как онтологически независимая от них. Реальность виртуальная может породить реальность виртуальную следующего уровня, став относительно нее порождающей реальностью, и обратно, реальность виртуальная может свернуться, став элементом породившей ее реальности. Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, но психологически для человека функционируют только две реальности: одна порождающая и одна виртуальная.

Реальность виртуальная обладают немалыми возможностями в самоактуализации человека, т.к. они позволяют открыть новые грани чел. опыта, новые свойства сознания; виртуальные миры раскрывают новые стороны феномена человека в наше время.

Н.П. Ващекин, Е.Н. Пасхин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 385-387.

Литература:

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997; Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1-4. М., 1995—1998; Корсунцев И.Г. Субъект в технол. эпоху. М., 1999; Концепция виртуальных миров и науч. познание. СПб., 2000; Многомерный образ чел.: Комплексное междисциплинарное иссл-е чел. М., 2001; Грязнова Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек — Универсум». Н. Новгород, 2006.