Дружба (Рапацевич, 2006)

ДРУЖБА - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям др., искренность и бескорыстие чувств. Серьёзные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению Д., либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в противоположность - вражду. Противопоставление Д., при всей её интимности, деловым, служебным и др. отношениям - относительно. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, к-рой посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на которых основан их союз.

Функции Д., закономерности её развития и пр. существенно меняются на разных этапах жизни и облают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, частота встреч и большой объём совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской Д. к юношеской. Появление семьи и др. изменения при переходе к взрослости изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Однако и на более поздних стадиях жизни Д. остаётся одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.

Поскольку Д. - социальный феномен, анализ её средствами только психологии недостаточен. Д. изучается социологией, философией, этнографией и др. науками.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 210-211.

Tags: 
Понятие: