Юань ци
ЮАНЬ ЦИ (изначальная пневма) — понятие китайской философии и культуры, обозначающее изначальную субстанцию мироздания. Впервые зафиксировано в трактатах II в. до н.э. У реформатора конфуцианства Дун Чжуншу (190 или 179-120 или 104) Ю.ц. фигурирует в двух модусах: а) гармоничность и благоприятность в Поднебесной, проистекающие из праведности правителя; б) ци (пневма), духовно-материальная субстанция, полученная человеком от родителей и содержащая генетическую информацию: «распространение изначальной пневмы есть передача структуры (ли — принципа) кожи и волос». В даосском (см. Даосизм) памятнике «Хэ Гуань-цзы» («Мудрец в шляпе из перьев фазана») утверждается, что «Небо и Земля исходят из изначальной пневмы». В даосских сочинениях процесс космогенеза воспринимался как дифференциация Ю.ц. В даосскую антологию начала XI в. «Юнь цзи ци цянь» («Семь грамот из облачного хранилища») включен трактат «Юань ци лунь» («Об изна-чальной пневме»), в котором Ю.ц. отождествляется с дао; тем самым подразумевается, что дао субстантивировано в изначальной пневме. В построениях основоположников неоконфуцианского учения о принципе (ли сюэ, см. Конфуцианство) фигурирует понятие «пневма истинной изначальности» (чжэнь юань чжи ци); из нее рождается внешняя пневма, из которой образуются вещи. Редуцированная форма этого четырехслога — чжэнь ци (истинная пневма) стала синонимом Ю.ц. и обозначением здоровых жизненных сил организма, а омофон «юань ци» в китайской медицине означает субстанции, полученные от родителей; в медицине, психотехнике (нэйгун — внутренняя работа, или цигун — работа с пневмой-ци) и боевых искусствах накопление истинной пневмы считается важнейшей задачей.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 713.