Реализм социологический
РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - одно из двух основополагающих общетеоретических и методологических воззрений, противоборствующих в западной социальной философии и социологии, согласно которому общество в целом (равно как и отдельные социальные институты: государство, семья и т.д.) выступает как самостоятельная сущность, своего рода субстанция, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов; реализм социологический противостоит номинализму социологическому, вообще отказывающемуся признавать за реальность как общество, так и социальные институты, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. Понятие «реализм социологический» (как и полярно противоположное ему «социологический номинализм») образовано по аналогии с понятием реализма в средневековой философии, где оно было связано с представлением о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от единичных вещей, которым, таким образом, отказывалось в истинной реальности. Точно так же и для сторонников реализма социологического истинными носителями социальной реальности являются над- или сверхиндивидуальные целостности (общество, государство, народ, семья и т.п.), а не конкретные (эмпирические) индивиды; не надындивидуальные целостности получают свое качество социальности от конкретного взаимодействия индивидов, наоборот, эти последние обретают социальное качество, приобщаясь к сверхиндивидуальным формам.
К числу представителей реализма социологического как позитивистской, так и антипозитивистской социологии, относятся, с одной стороны, Г. Спенсер, биоорганическая школа, некоторые социал-дарвинисты (например, Л. Гумплович), Э. Дюркгейм и его последователи, а с другой — Ф. Тённис, О. Шпанн, X. Фрайер и другие. Среди сторонников реализма социологического можно выделить крайнюю и умеренную тенденции. Для представителей первой из них, которых больше всего было среди сторонников гегельянски (и неогегельянски) ориентированной социологии, характерно более радикальное противопоставление социальной реальности конкретным индивидам, предстающим как нечто совершенно случайное, как бессущностная материя формирующих ее социальной «тотальностей». Для представителей второй тенденции, к которым отчасти можно отнести даже О. Конта (хотя он и стремился отвести упрек в реализме социологическом), специфично стремление, рассматривая общество как «высшую действительность» (и даже, по представлению Конта и Дюркгейма, как «высшее существо»), учитывать связь, сопрягающую общество и индивидов. В целом реализм социологический, как и номинализм социологический, можно считать лишь идеальным типом определенного социологического подхода, никогда не выполняемого в исследовании целиком и полностью, однако весьма полезного при историко-теоретической классификации различных методологических устремлений в социологии.
Ю. Н. Давыдов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 384-385.
Литература:
История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998.