Эсхатология (Кузнецов, 2007)

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. ἔσχατον  - последний, конечный и λόγος — слово, учение) — религиозное или философско-религиозное учение о конечных целях исторического процесса и космоса в целом. Эсхатологические представления содержатся уже в античной философии. Так, Гераклит считал, что мир является «вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим», подобные же идеи развивались стоицизмом. Но в строгом смысле слова учение о цикличности ритмов бытия не является Э., ибо в нем отсутствуют представления о конечных целях мирового развития. Э. в собственном значении появляется в иудаизме, а затем в христианстве. Иудейское понимание прихода «нового неба и новой земли» под влиянием реальной истории еврейского народа приобретает не только мистические черты (воскресение праведников, мир с богом), но и национально-политические характеристики (объединение рассеянного еврейского народа, торжество иудаизма и др.). Согласно христианской Э., реализация высших духовных потенций, заложенных в человеке, невозможна в его земном существовании. Достижение «конца истории» связывается с торжеством Царства божия, черты которого в христианстве не имеют однозначного определения. В Новом Завете оно понимается в трех разных смыслах: в эсхатологическом — как «царство славы» божественного всемогущества, в духовном — особое состояние души, «мир с богом», в социальном — специфическая форма совершенного общества. В богословии и философии эти три характеристики часто противостоят друг другу, но есть у них и одна общая черта. В «будущем веке» произойдет окончательное разделение добра и зла и решающая победа «праведности над грехом» как в индивидуальной, так и в социальной жизни. Что касается достижения Царства божия, то в современном богословии наиболее распространенной является точка зрения на «созидание Царства божия» как на совместную деятельность бога и человека: провиденциальное воздействие бога реализуется «через историю человечества», т.е. посредством деятельности людей.

В отечественной духовной традиции эсхатологические представления дополняются мессианскими идеями об особом предназначении русского народа в мировом развитии. Россия начинает восприниматься как «единственная хранительница истины Христовой», которой и предназначено осуществить конечные цели истории, т.е. достичь Царства божия. Эти положения в той или иной мере нашли свое отражение в русской религиозной философии. При этом важно подчеркнуть, что само понимание конечных целей истории опирается не только на христианское вероучение, но и несет на себе отпечаток личности самого мыслителя.

Так, для П.Я. Чаадаева неприемлема трактовка Э., как учения, согласно которому человечество «шествует к погибели и должно к ней идти». Он считает, что торжество Царства божия на земле будет вместе с тем торжеством христианской, социальной идеи, которая предполагает «восстановить порядок вещей, господствующий в мире, пока злоупотребления человеческой свободой не ввело в него зло». Поскольку главной движущей силой истории, по мнению Чаадаева, является католическая церковь, постольку именно ей принадлежит решающая роль в осуществлении провиденциальных планов.

Для славянофилов подобное понимание движущих сил истории «исходит из неверных посылок». А.С. Хомяков подчеркивал, что единственным христианским направлением, сохранившим связь с апостольской церковью, преданность Никее-Царьградскому символу веры и принципам соборности является православие. Поэтому, несмотря на «все грехи исторического православия», именно оно выступает самым эффективным средством достижения Царства божия. Наиболее полно проблему эсхатологичности в отечественной философии раскрыл Вл. Соловьев. Царство божие, как считает философ, не может рассматриваться в статичном состоянии, его параметры постоянно меняются. Так, субъективный процесс спасения, т.е. созидание Царства божия в душе индивида, с необходимостью сопровождается и объективным процессом — трансформацией социального организма. Соловьев убежден, что христианский социальный идеал создается прежде всего на небесах, «в вечной божественной идее», но осуществляться он должен не в трансцендентном, а в земном мире, отсюда его рост «предполагает деятельное участие индивидуальных сил». В последний период творчества Соловьева в его историософских взглядах начинают преобладать пессимистические настроения.

Проповедь идей социального развития сменяется призывами к ожиданию конца света, ибо только в результате эсхатологического переворота произойдет победа добра над злом. Современное человечество характеризуется Соловьевым как «больной старик», а всемирная история рассматривается как подготовка к потустороннему Царству божию.

Философские искания начала XX в. окрашены «мрачной эсхатологичностью». Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, В. Розанов, Е. Трубецкой, С. Франк, П. Флоренский и другие настойчиво говорили о «крушении веры» в период так называемого прогресса человечества. Будущее они воспринимают трагически, чувствуя, что «мы висим над бездной, в которую обречены провалиться». В их трудах критичная оценка современного общества сочетается с ожиданием новой эпохи, «нового Откровения», выходящего за «эмпирические рамки истории», а философия прогресса трансформируется в «философию конца света». Представители русской религиозной философии почувствовали трагичность предстоящего периода истории. Они в мистической форме предсказали и истребительные войны, и тоталитарные режимы, уничтожившие миллионы человеческих жизней, и разрушение среды обитания. Эсхатологичность, как правило, сопровождается отказом от рационализма при анализе исторического процесса. Но иррациональные интуиции русской историософии не были бесплодными, они углубляли представления о природе человека и мотивах его поведения, раскрывали противоречивый характер культуры и материального прогресса, показывали неоднозначное влияние общества на индивида.

Литература:

Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969;

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993;

Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории / Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 707-708.

Понятие: