Цаты

ЦАТЫ — «царские, принадлежащие императору»; армянское наименование армян-халкидонитов (армян-ромеев) — православных армян, подданных Византийской империи, в религиозном отношении относящихся к Вселенской Православной Церкви и признающих догмат Халкидонского Вселенского собора о двух природах во Христе, в отличие от армян-монофизитов, которые отвергают этот догмат. Аналогичным термином для православных подданных империи в сирийской среде были «мелкиты». В VI—XIII вв. представители армяно-халкидонитских византийских родов (Аршакуни, Камсараканы, Мамиконяны, Ираклиды, Арцруни, Гнуни, Куркуасы, Гавры, Фоки, Тарониты, Торники, Апокапы, Криниты, Вхкаци, Василаки, Пахлавуни, Арменопулы и др.) занимали высокие посты при императорском дворе и в Византийской Церкви. Армяне, входившие в имперскую администрацию, в своем подавляющем большинстве принадлежали к Православной Церкви, так же как и многочисленные армянские общины на востоке Малой Азии, находившиеся под покровительством Византии. В VII—XIII вв. среди высших слоев Византии было очень много лиц армянского происхождения, сочетавших верность имперской культуре и государственному языку с сохранением своих национальных особенностей и своего национального богослужебного языка. Многочисленные цаты в определенной степени были чужды армянскому монофизитскому миру, но при этом не стали полностью «своими» и в среде православных греков и грузин. Их обособленность давала возможность полиэтничной Византийской империи, скрепленной государственной системой и конфессиональным единством ее граждан, часто прибегать к их услугам при контактах с восточнохристианским миром. Армяне-халкидониты, служившие Византии, ощущали свою взаимосвязь с имперской идеей и православным учением, но не с греческим миром или личностями конкретных императоров.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.494.

Понятие: