Дионис
ДИОНИС (Римский Бахус). Греческий или догреческий бог вина, освобождения людских страстей, культа плодородия, праздновавшегося в форме строго секретных Мистерий. Диониса считали сыном Зевса и Семелы, из мертвого тела которой был вырван Зевсом и доношен в собственном бедре; позднее его воспитывали нимфы, а Силен и сатиры поили вином, давали жевать слегка опьяняющий плющ — символ вечной жизни. Дионис с тирсом — увитым плющом волшебным жезлом — вел своих спутников, менад или вакханок, по Азии и постепенно достиг Греции. Это триумфальное шествие было весьма популярной темой в искусстве: мозаика II в. до н. э. изображала Диониса верхом на пантере, на картине Тициана «Бахус и Ариадна», он правит запряженными в колесницу пантерами. Другая легенда, изложенная Гомером в «Гимне Дионису» описывает путешествие через море на корабле, когда Дионис превратил мачты в виноградные лозы. Дионис был принят Аполлоном в Дельфах, где его культ стал более сдержанным. Драматурги Афин писали пьесы для весенних фестивалей — Великих Дионисий. Анализируя воздействие трагедии, Аристотель в «Поэтике» рассматривает высвобождение мощных иррациональных импульсов, как необходимый катарсис, или очищение. Безудержный, всеобщий экстаз, у женщин в особенности, не проходил бесследно: его кульминацией могло быть ритуальное убийство жертвы — животного или даже человека, как, например, убийство Пенфея в «Вакханках» Еврипида. На протяжении V в. Дионис становится богом смерти и бессмертия (см. Ариадна). Несмотря на попытки ранних республиканцев препятствовать распространению культа в Италии, мистерии в честь Диониса в Риме сохранялись в формах тщательно оберегаемого секретного культа.
Термин «дионисийский» обычно используется для выражения чувственного, иррационального начала в природе; так Ницше, в своих ранних работах по эстетике противопоставляет его принципу «аполлоническому» как творческий и чувственный против критического и рационального. Таким образом, трагедия, по Ницше, возникает в результате подчинения Диониса Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о «страсти к власти», Дионис Ницше приобретает черты сверхчеловека — и называет своего героя «дионисийский человек».
Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.96-97.