Расово-антропологическая школа

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — течение в социологии 2-й половины 19 — начале 20 веков; разновидность натуралистического, биологического направлений в социальной мысли. Основные положения Расово-антропологическая школы: 1) социальная жизнь и культура является результатом действия расово-антропологических факторов; 2) расы, т.е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются основными субъектами социально-исторических процессов; 3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и др. способностей; 4) расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития; 5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью. Возникновение Расово-антропологическая школы связано с концепциями Ж. Гобино. Другой представитель этого направления — X. Чемберлен, отвергая фатализм и пессимизм Гобино, призывал к возрождению мифического «арийского духа». В сочинении «Основы девятнадцатого столетия» (1899) он представил поверхностный и тенденциозный обзор европейской истории, высшим «достижением» которой объявил создание «тевтонской» культуры. В третьем рейхе эти концепции обеспечили Чемберлену титул «народного мыслителя».

Одной из разновидностей Расово-антропологическая школы была так называемая антропосоциология, представленная О. Аммоном (Германия) и Ж. де Лапужем (Франция). В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных, содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной так называемого головного указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Присущая «антропосоциологии» связь расизма с концепциями социального дарвинизма была характерна и для работ Л. Вольтмана, который в отличие от «антропосоциологов» отрицал расовые основы социальной иерархии и провозглашал себя сторонником социализма. Будучи одним из ранних идеологов национал-социализма, Вольтман грубо фальсифицировал исторические факты, приписывая важнейшие достижения мировой культуры влиянию «германской расы». В научой социологии концепции Расово-антропологическая школы рассматриваются главным образом как рационализация расовых и этнических предрассудков, как социальные мифы, пагубно влияющие на развитие общества и культуры. Тем не менее на Западе время от времени предпринимаются попытки возрождения тех или иных положений Расово-антропологическая школы в форме тенденциозных истолкований данных антропологии, генетики, психологии, истории и других наук.

А.Б. Гофман

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 380-381.

Литература:

Расовая проблема и об-во. М., 1957; Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; История буржуазной соц-и 19 — нач. 20 в. М., 1979; Гофман А.Б. Семь лекций по соц-и. М., 1999; Gobineau G.A. Essai sur L'inegalite des Races Humaines. P., 1884; Montagu A. Man's Most Dangerous Myth: The Fallacy of Race. L., 1974.