Герменевтика (Чубарьян, 2014)

ГЕРМЕНЕВТИКА (др.-греч. ἑρμηνευτική) - 1) искусство толкования текстов; 2) методологическая парадигма гуманитарного / исторического знания (XIX в. В. Дильтей); 2) философская дисциплина, в которой выделяется Г. сознания (XIX в. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей) и Г. бытия (XX в. М. Хайдеггер - онтологический аспект, Г.-Г. Гадамер - эпистемологический аспект). В общем понимании предмет герменевтики - «процесс чтения, понимания и анализа текстов, которые были написаны в совершенно ином историческом контексте» (Э. Тисельтон).

Истоки герменевтики следует искать в Древней Греции, где практиковалось толкование текстов оракулов и Гомера; Аристотелем был создан трактат Peri hermeneias («О выражении мыслей»). Наибольшее влияние на становление герменевтики оказало толкование Библии в иудаизме (Филон) и христианстве (Ориген, Августин). Как дисциплина, не только практикующая экзегезу (толкование малопонятных текстов религиозного характера), но и разрабатывающая правила толкования, Г. сложилась в раннем протестантизме (Лютер, Меланхтон, Флаций). Понятие hermeneutica (лат.) впервые встречается у И. К. Даннхауэра (1629). Становление философской (филологической) герменевтики как учения о понимании как таковом связано с именами Хладениуса (1710- 1759), Ф. Шлейермахера (1768-1834), А. Бёка (1785-1867).

Выделяют разновидности герменевтики: перевод (рус. - толмач, англ. - interpreter), реконструкция (применительно к историческому познанию - воспроизведение смысла исторического источника, воссоздание исторической ситуации / исторических обстоятельств) и диалог (концепция диалога культур, диалоговый подход в гуманитарном познании ). Ряд авторов соотносит разновидности герменевтики с историческими этапами ее становления (Д. В. Майборода). Первый этап - толкование / перевод воли богов (античность) и библии (средние века). Второй этап - реконструкция — преобладает в Новое время и реализуется в филологической герменевтике. Техники реконструкции разработаны Ф. Шлейермахером, А. Бёком. Наибольшее развитие Г. как реконструкция получает в концепции В. Дильтея, рассматривающего в качестве основания герменевтики описательную психологию, которой придается характер универсального метода наук о духе, в первую очередь - исторической науки. Диалог культур / традиций как порождение новых смыслов преобладает в философии XX в. (Г.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Рикёр). Становление исторической герменевтики происходит в XIX в. В. Дильтей (1833-1911), противопоставив понимание как метод исторического знания объяснению как методу естественных наук, придал герменевтике характер общей методологии исторического познания. В качестве практической герменевтики в историческом познании XIX и отчасти XX вв. следует рассматривать толкование содержания исторических источников с целью конструирования исторических фактов при их подчинении логике исторического нарратива. При этом соотношение исторического факта и исторического нарратива адекватно описывается понятием герменевтического круга. В современном гуманитарном познании существует тенденция отождествлять герменевтику с интерпретацией. В неклассической и постнеклассической моделях науки применительно к историческому познанию принципиально важно различать Г. с интерпретацией исторического источника, поскольку герменевтические процедуры и преобладающая в XX в. диалоговая разновидность Г., в строгом смысле, не имеют целью научное познание, но истолкование исторического источника с позиции «читателя» и истолкование исторических фактов в контексте определенного нарратива - концепция «искажения нарратива» (Н. Н. Талеб). Различение герменевтического подхода и интерпретации как процедуры научного познания может быть обнаружено в семантическом различии толкования / объяснения и понимания. Следует признать, что необходимое методологическое различение этих понятий не всегда легко реализуемо в исследовательских практиках исторической науки.

М. Ф. Румянцева

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 74-76.

Литература:

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988\ Дильтей В. Герменевтика и теория литературы // Дильтей В. Собр. соч. : в 6 т. М., 2001. Т. IV; Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996; Майборода Д.В. Герменевтика // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 160; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 2002; Талеб Н. Н. Черный лебедь: Под знаком непредсказуемости. М., 2012. Гл. 6: Искажение нарратива. С. 117-152; Тисельтон Э. Герменевтика. Черкассы, 2011; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Шульга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002.

Понятие: