Элейская школа (Кузнецов, 2007)
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - философская школа Древней Греции (VI—V вв. до н.э.), названная по полису Элейя в Южной Италии и оказавшая значительное влияние на европейскую мысль. Основывалась на крайне резком противопоставлении мышления и чувственного восприятия, а также мыслимого и чувственно-воспринимаемого бытия. Вдохновителем философии элеатов был полулегендарный рапсод из Колофона Ксенофан (середины VI в. до н.э.). Центральной темой лирической поэзии Ксенофана была критика антропоморфных представлений о богах традиционной олимпийской религии в изображении Гомера и Гесиода. Собственные взгляды Ксенофана представляют собой философский пантеистический монотеизм: архе (первоначало) греческой натурфилософии есть божество. Бог есть первопричина всех вещей, и он тождествен с мировым целым. Богу-миру приписывается качественное единство и внутренняя однородность, причем признак качественного единства продуман с такой последовательностью, что из понятия о божественном первоначале исчезает признак изменяемости. Это противоречит предшествующей философии, где превращаемость первоначала играла значительную роль.
Основателем Э.ш. считается Парменид, родившийся в Элее (сейчас Велиа) во второй половине VI в. до н.э. По свидетельствам доксографов, Парменид был активным политиком, давшим законы своему городу. От его поэмы «О природе» до нас дошли лишь пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй. Здесь Парменид излагает свое учение от лица богини, символизирующей Истину. В рамках философии Парменида традиционная греческая космология впервые трансформируется в онтологию (учение о бытии). Важнейшее положение философии Парменида: «бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть». Интерпретаторы указывали на этот принцип как на формулировку принципа непротиворечия, согласно которому невозможно сосуществование во времени противоречащих друг другу суждений.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 695.