Экзистенциализм (Кузнецов, 2007)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. existentia, exsistentia - существование; exsisto (existo) — одно из значений: оказываться, обнаруживаться, существовать), экзистенциальная философия (die Existenzphilosophie — термин, введенный Ф. Шеллингом) - философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о ее индивидуальном способе бытия. Собственная внутренняя сущность человеком в обычных условиях и обстоятельствах, как правило, не осознается, вне зоны внимания оказывается основной стержень сущности человека — осознание собственного существования, возможность которого открывается в пограничных (экстремальных) ситуациях. Осознание существования Я выводит на целый спектр философских вопросов о смысле жизни и смерти, предназначении человека, его роли в жизни общества, понимании свободы в рамках конечного существования и трактовке в них нравственности, добра, красоты, справедливости и истины. Осознание собственного Я и существования других Я выводит человека на совершенно иной способ поведения, а именно — к осознанному действию интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других. Нарушение свободы другого человека влечет (еще одно значение глагола exsisto — следовать, выводить) чувства вины, стыда, характерные для свободного человека. Общество, состоящее из таких свободных личностей, становится гармоничным ансамблем творчески связанных и понимающих друг друга людей, каждый из которых осознает не только свои права, но и обязанности, не только разрешения, но и запреты. Э. как философское направление оформился в XX в. Он явился реакцией на техногенное, индустриальное, бездушное общество, в котором истинные человеческие ценности погребены под громадой будничных потребительских интересов. Мировые кризисы, войны («Война, — пишет М. Хайдеггер в «Преодолении метафизики», - стала разновидностью того истребления сущего, которое продолжается при мире. Необходимость считаться с затяжным характером войн есть лишь уже устарелая форма признания новизны эпохи потребления. Эта долго длящаяся в своей длительности война переходит не в мир прежнего рода, но в состояние, когда военное уже не воспринимается как военное, а мирное становится бессмысленным и бессодержательным») и надвигающаяся экологическая катастрофа подталкивают к падению нравственных ценностей и создают условия, в которых наиболее ясно и остро встают проблемы существования человека, его заброшенности в чуждый ему, но созданный им самим мир.

Своеобразный поворот к человеческим ценностям — специфическая особенность этого направления. Для Э. совершенно чужда гносеолого-методологическая проблематика в духе теоретической философии. Его основные представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Ж. П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю. Идейные предшественники: Августин, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф.М. Достоевский, Ф. Ницше. Основные темы Э.: экзистенциальный смысл реальной человеческой жизни, страх перед смертью, страх перед жизнью, отрицание всех абстрактных философских систем во имя утверждения судьбоносных человеческих ценностей (добра, долга, справедливости, красоты, веры). Поставив эти важнейшие проблемы, Э. тем не менее при попытке их решения нарисовал картину бессмысленности, безнадежности, отчаяния, страха, тревоги как основных признаков современного бытия. Есть несколько крайностей в решении основных экзистенциальных вопросов. Одна из них (М. Хайдеггер) состоит в утверждении, что, несмотря на конечность, временность своего существования в беспросветном тягостном мире, человек принципиально не может освободиться от иллюзий и связанных с ними надежд на позитивное метафизическое преодоление смерти. Иллюзии — это человеческая сущность, способная к выведению на уровень разума и отождествляемая в нем с реальностью, поэтому человек всегда будет искать пути к преодолению своей конечности. К. Ясперс, наоборот, считал, что человек никогда не может забыть о временности своего существования (пока я живу, я думаю о смерти), именно этот факт определяет все его поступки, желания, мечты, моральные, правовые и эстетические ценности. В бесконечное, вневременное, трансцендентное бытие человеческое сознание может выйти лишь особыми путями (медитация, симпатическое переживание, особое созерцание), актуализация которых и является задачей философии. «Наши наивысшие мгновения являются нашим внутренним бытием истины, будь то в поступках, будь то в действительности бурного сознания, будь то в участии в целостности, будь то в созерцании причины и в любви. В каждый проживаемый час сокрушительно или возвышенно проникает открывающийся нам смысл истины» (Ясперс К. Философская логика).

В западноевропейском сознании было нечто Единое, некий прочный устой, который определял смысл жизни. Но в настоящее время разрушение (помутнение, как говорит Ясперс) сознания связано с тем, что «европейцы не повинуются более — как это еще случалось в XIX в. — само собой разумеющемуся порядку, который от самой простой формы до самого утонченного мыслительного образования был Единым, которое еще определяло повседневность и наполняло вершину жизни, одухотворяло работу и было современным вплоть до сновидений, окрыляло и вмещало в себя дело; это Единое сопровождало действительность близко, могло подниматься к трансценденции в беспроигрышном отношении, было той самой действительностью трансценденции». Этот процесс разрушения сознания современного человека напрямую связан с мрачными реалиями современного общества. Ясно видимая здесь специфика экзистенциального стиля мышления Яспер- са характерна для всего Э. в целом, который делает этические и социологические выводы из конечности человеческого существования. Правда, эти выводы могут быть принципиально разными. Например, преодоление страха перед смертью может быть объявлено иллюзией, которая зачастую принимается за реальность (М. Хайдеггер); страх перед смертью преодолевается самой жизнью человека, человек живет, всегда помня о своей конечности, всегда зная, что не бывает жизни без смерти, добра без зла (К. Ясперс); страх является организующим началом общественной жизни, политическим принципом, нивелирует и подавляет интересы личности, выдвигая на передний план коллективистские устремления (А. Камю, Н.А. Бердяев); страх преодолевается смирением, тревога снимается твердой верой (Г. Марсель); жизнь сама по себе не имеет смысла и ценностей, человек придумывает Бога, чтобы ввести универсальные ценности самого разного достоинства (Ж.-П. Сартр). Приведенные примеры рельефно представляют различные точки зрения на решение одной и той же проблемы. Большое внимание Э. уделяет этической проблематике (см. Экзистенциализма этика). Экзистенциальная философия оказала большое влияние на развитие современной литературы, театра и других видов искусства, появилось большое число произведений, в которых страх стал основной темой, его преодоление - главной проблемой, а все человеческие ценности стали рассматриваться через призму конечности человеческого существования, экзистенции.

Литература:

Jaspers К. Vemunftund Existenz. Bremen, 1949;

Jaspers К. Philosophische Logik. Miinchen, 1958;

Хайдеггер M. Преодоление метафизики / Время и бытие. М., 1993;

Он же. Письмо о гуманизме / Там же;

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993;

Marcel G. Les hommes contre l'humain. P., 1951;

Камю A. Бунтующий человек. M., 1990;

СартрЖ.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумерки богов. М., 1989.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 689-691.