Психология социальная (Осипов, 2014)

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - наука о психике как форме, способе существования, отражения и организации отношений между основными субъектами социальной системы: индивидами, группами и обществом (культурой). Ее предмет — психическое как регулятор социального процесса, т.е. взаимодействия и взаимозависимости социальных субъектов (индивидуальных и коллективных), их связей, психологически реализующихся в отношениях к себе, друг к другу и действительности. Главным для психологии социальной при изучении психологической регуляции в этом смысле является аксиологический аспект, оценка объекта отношения, ее переживание. Ценностное отношение двойственно: психологическое по механике существования и социальное по функции — регуляции индивидуальной и коллективной жизнедеятельности. Оно объективируется в индивидуальных и коллективных идейно-психологических формах: мнениях, образах и т.п., в которых выражаются представления социальных субъектов о желаемом, должном и действительном, о смысле жизни, целях деятельности, средствах их реализации, своих правах и обязанностях. Центральными для психологии социальной являются процессы порождения, функционирования и отмирания этих форм в процессе социального обмена, в реальной жизнедеятельности.

Исторически психология социальная представляет собой результат процесса дифференциации и интеграции научных знаний о личности, обществе и их взаимодействии. Первоначально социально-психологическая проблематика разрабатывалась в лоне философских и социально-философских концепций. С середины 19 века выделившиеся из философии социология и психология (каждая в рамках своего предмета) обращались к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не смогли выявить ту специфическую логику специфического объекта, которая должна была конституировать психологию социальную как самостоятельную науку.

Развитие психологии социальной в 20 веке свидетельствует о том, что она не может быть построена на основе одной из составляющих ее дисциплин. Психология социальная, выросшая как экспериментальная дисциплина в рамках общей психологии, страдает методологическим индивидуализмом, т.е. пытается вывести закономерности социального взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной психики. Этот подход в 1970-е гг. исчерпал себя. Методологическому индивидуализму в истории психологии социальной противостоял так называемый холистский подход, имеющий преимущественно социологическое происхождение. Согласно этому подходу психология социальная должна изучать язык, культуру и т.п., их преломление в поведении личности и социальных общностей. Социологическая ориентация в последнее десятилетие приобретает все больше сторонников как в США, так и (особенно) в Западной Европе. Основной недостаток этого направления — «депсихологизация» психологии социальной, что чревато растворением психологии социальной в предмете социологии.

В отечественной психологии социальной существуют различные точки зрения по поводу ее предмета. Согласно одной из них психология социальная должна исследовать личность: закономерности ее формирования, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее как результаты последней, так и собственно содержание и формы их психической деятельности. Согласно другой предмет психологии социальной составляют «массовидные явления психики», «коллективное поведение», психология классов, наций и других социальных групп. Делались также попытки объединить две упомянутые позиции. Расхождение имеющихся воззрений на предмет психологии социальной обусловлено выбором в качестве исходного того или иного социального отношения, например, «индивид—группа», «индивид — индивид», «индивид—общество», что, в свою очередь, детерминирует выбор объектов исследования, систему понятий, в которых формулируются теоретические концепции. Реально такими объектами являются: социальные установки, ценностные ориентации, группы (групповые процессы, психологические характеристики групп), общение, социальное восприятие, способы воздействия людей друг на друга.

Свои методы психология социальная заимствует преимущественно у других наук: лабораторное экспериментирование, тестирование, статистические методы обработки данных — у общей психологии и психологии личности; опросы, интервью — у социологии; сравнительный и кросс-культурный анализ — у этнографии. Относительно самостоятельным методом можно считать социометрию — способ установления межличностных предпочтений в группе.

П. Шихирев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 372-373.

Литература:

Методол. проблемы соц. психологии. М., 1975; Соц. психология. М., 1975; Методы соц. психологии. Л., 1977; Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Совр. соц. психология на Западе. М., 1978; Соц. психология. Л., 1979; Андреева Г.М. Соц. психология. М., 1998; Шихирев П.Н. Совр. соц. психология. М., 1999; The Context of Social Psychology: A Critical Assessment / Ed. by J. Israel, H. Tajfel. N.Y., 1972; Doise W., DechampsJ.-C., Mugny C. Psychologie Sociale Experimenta- le. P., 1978; McCall C., Simons J.L. Social Psychology: A Sociological Approach. N.Y., 1982; The Tandbook of Social Psychology / Ed. by H. Lindzey, E. Aronson. 1985. V. 1,2; Lindesmitt A.K., Strauss A.L., Denrin N.K. Social Psychology. Prentice Hall, 1988; Munne F. Entre el Individuo у la Sociedad. Barcelona, 1989. Introduction to Social Psychology: A European Perspective. Oxford, 1996.