Львовско-варшавская школа (НФЭ, 2010)

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА – направление аналитической философии, образованное группой логиков, философов и математиков, работавших главным образом в Варшаве и Львове в конце 19-го и в 1-й половине 20 веков. Основатель школы – К. Твардовский. Днем рождения школы принято считать 15 октября 1895, когда Твардовский получил кафедру философии во Львовском университете (в этот день им была прочитана первая вступительная лекция по философии). Расцвета и международного признания школа достигла в 30-е гг. Основные представители: Я. Лукасевич, Ст. Лесьневский, Т.Котарбиньский, Я.Котарбиньска (Д.Штайнберг), К.Айдукевич, А.Тарский, Т.Чежовский, З.Завирский, В.Витвицкий, В.Татаркевич, Ст. и М.Оссовские, Е.Собоциньский, X.Мельберг, А.Мостовский, Ю.Бохеньский, Ст.Яськовский, С.Леевский, А.Линденбаум, М.Кокошиньска, И.Домбска, Б.Собоциньский, К.Куратовский, Е.Слупецкий и др. Школа объединяла также психологов, искусствоведов и историков науки. Для школы было характерно стремление придать философским рассуждениям ясность, доказательность и логическую строгость. Представители школы разделяли убеждение в принципиальном родстве философского и научного способов мышления. Термин «философия науки» не использовался, вместо него говорили о «методологии науки»; различали методологию и метанауку (К.Айдукевич), «науку о науке» (Т.Котарбиньский).

Метанаука, согласно Айдукевичу, использует синтаксические и семантические понятия, рассматривает науку как формализованную дедуктивную систему. Методологией же называется рассмотрение науки с одновременным выделением личности исследователя и его отношения к утверждениям; она выявляет прагматические понятия и основывается на актуальных и исторических свидетельствах, касающихся науки. Котарбиньский придавал методологии иной смысл: он отождествлял ее с созданной им праксеологией (общей теорией успешной деятельности). По его мнению, местом встречи всех наук о науке является эпистемология, или общая теория знания, дополненная прилагательным «прагматическая». Однако эпистемология прагматична лишь постольку, поскольку суммирует рассуждения, предназначенные облегчить социальное существование науки.

Общее стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближало Львовско-варшавскую школу с логическим эмпиризмом. Однако ее основные представители (Айдукевич, Котарбиньский и др.) не признавали «догматический эмпиризм» и рассматривали теоретические компоненты научных теорий как их необходимые части. З.Завирский в 1936 на 3-м польском философском съезде заявил, что вопреки логическим эмпиристам научная метафизика возможна. К нему присоединились Т.Котарбиньский и А.Тарский, по мнению которого нет существенной разницы между Венским кружком и теми, кто признает научный характер метафизических высказываний при условии, что их удается подтвердить эмпирически.

Львовско-варшавская школа внесла значительный вклад в философию языка, логическую семантику и семиотику, в разработку систем неклассической логики, теорию множеств. Представителям школы принадлежат ценные металогические, математические и методологические исследования (теория индукции, строение и функции научной теории, разработка аксиоматического метода, теория вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков, доказательства важнейших теорем о полноте и разрешимости для ряда исчислений), ряд фундаментальных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии, этике, эстетике.

Философские воззрения представителей школы не были однородными. Для большинства из них характерна ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной (доаналитической) философии, идея «демаркационизма» (очищения языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренческого плана).

Школу объединял способ, метод философствования и общий научный язык – «метапарадигма», способная в силу своей общности вместить пестрое многообразие научных взглядов и позиций представителей школы.

Значительную роль в общей структуре философских воззрений школы играли идеи номинализма (Котарбиньский, Ст.Лесьневский, З.Завирский, С.Балей и др.), феноменологическая теория познания (Л. Блауштейн), неотомистская концепция истины (Я.Саламуха, Ф.Климке), идеи методологического конвенционализма (Айдукевич).

Влияние Ф.Брентано и его последователей, разрабатывавших общую теорию предметов, сказалось в интересе к онтологической проблематике. Онтология понималась как выявление возможных структур бытия, тогда как метафизика исследовала онтологию, реализованную в действительном мире (Я.Лукасевич). Созданы были системы формальной онтологии (Ст.Лесьневский) и однокатегорной онтологии (реизм Котарбиньского).

Всемирную известность принесли Львовско-варшавской школе результаты в области логики. Три представителя школы – Я.Лукасевич, Ст.Лесьневский и А.Тарский – признаны крупнейшими логиками 20 в. Облик современной логики в значительной степени был сформирован под влиянием их идей и результатов.

В области психологии представители Львовско-варшавской школы придерживались традиции брентановской дескриптивной психологии, концентрируясь гл. о. на анализе различных ментальных актов, таких как восприятие, воображение, ощущение (В.Ауэрбах, Е.Гинзберг-Блауштейн, Л.Блауштейн). Анализировалась психофизикалистская природа человека (Айдукевич, X.Мельберг), использовались эмпирические методы (С.Балей, С.Бляховский и др.), критически воспринималась психофизиология В.Вундта (Твардовский, С.Игель).

Неотомизим был представлен в Львовско-варшавской школе т.н. «Краковским кружком» (Ю.Бохеньский, Я.Саламуха, Я.Древновский, Б.Собоциньский), действовавшим в 30-х гг. Члены кружка ставили своей задачей применить современную формальную логику к томизму. Реализация их программы предполагала: а) реформу языка, используемого философами и теологами, для достижения такой же ясности и точности, как в языке науки; б) замену схоластических концепций на новые, используемые логиками, семиотиками и методологами; в) использование символического языка. Круг разрабатываемых вопросов включал в себя формализацию доказательств бессмертия души и существования бога, проблему аналогии, аксиоматизацию метафизики в соответствии с современными эпистемологическими и логическими требованиями. Язык рассматривался Львовско-варшавской школой как создание человека и орудие познания (прагматическая концепция языка). В рамках этой концепции выделялось два положения: а) язык представляет собой автономную действительность, к которой субъект должен приспосабливаться, если он хочет осуществлять правильные познавательные акты (Айдукевич, М.Кокошинская); б) необходимо вникать в поведение субъектов, результатом деятельности которых является язык (Котарбиньский, Е.Кречмар, М.Оссовская). От языковых знаков требовалась семантическая прозрачность. Признавалась интенциональная теория значения и экстенсионализм (тезис о том, что смысл сложных выражений является функцией составляющих его выражений). В отношении обыденного языка принималось, что он представляет собой конгломерат разных языков (Айдукевич, Тарский) и является весьма несовершенным, однако логический анализ в состоянии его улучшить.

Весьма обширно и содержательно представлена этическая проблематика. Она охватывает социологию, психологию морали, общую метаэтику (Чежовский, Оссовская, Татаркевич, Котарбиньский). Детальный анализ получили этические понятия и проекты систематизации нормативной этики (Чежовский, Котарбиньский). Предприняты попытки формального построения этики (Чежовский).

Уникальное место в мировой литературе занимает работа В.Татаркевича в области этики «О счастье», содержащая рассмотрение фундаментальных концепций счастья и путей его достижения.

Отличительной чертой этических воззрений Львовско-варшавской школы был интеллектуализм (если этика должна быть рациональной, то она должна быть интеллектуалистичной, ибо лишь интеллектуализм противостоит иррационализму). Моральные качества касаются прежде всего индивидуумов, поэтому школа вслед за Твардовским понимала этику как науку, максимально примиряющую интересы личностей. Это типичная индивидуалистичная этика, противящаяся подчинению личности общественным группам. Такой взгляд на этику несомненно связан с общими политическими убеждениями философов школы, которые были близки классическому либерализму.

Львовско-варшавская школа представляет собой исключительный феномен высокого духовного единства людей интеллектуального труда, имеющих различные философские и научные ориентации, религиозные убеждения, политические пристрастия. Это позволило школе сыграть значительную роль в польской науке и культуре 1-й пол. 20 в., выдвинуть польскую философию, логику и математику на видное место в мировой науке, создать устойчивую традицию и стиль философских исследований.

Школа распалась в 1939 с началом 2-й мировой войны. Некоторые представители школы погибли, другие эмигрировали. После войны часть представителей школы активно участвовала в культурном возрождении страны, в развитии польской высшей школы. Столетний юбилей школы, отмечавшийся мировым философским сообществом в 1995, показал, что идеи, разработанные школой, остаются актуальными в современной философии, логике и математике, что традиции школы продолжают жить, став достоянием не только польской, но и общечеловеческой культуры.

В.Л. Васюков, В.H. Порус

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 461-463.

Литература:

Котарбиньский Т. Избр. произв. М., 1963;

Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997;

Верников М.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма (На материалах польской философии конца 19 – 1-й трети 20 в.). Киев, 1978;

Васюков В.Л. Две парадигмы в рамках одной школы. – В кн.: Философия науки, вып. 2, Гносеологические и логико-методологические проблемы. М., 1996;

Философия и логика Львовско-варшавской школы. М., 1999;

Zamecki S. Koncepcja nauki w szkole lwowsko-warszawskiej. Wroclaw, 1977;

Woleński J. Filozoficzna szkola lwowsko-warszawska. Warsz., 1985;

Idem. Logic and Philosophy in the Lvov-Warsaw School. Dordrecht, 1989.