Автономная этика (БСЭ, 1969)

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА, система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. Автономную этику развивал Кант в "Критике практического разума" (1788), противопоставляя её теории французских просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, и выяснить специфическую природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравственных требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

О. Г. Дробницкий.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Ланге Н., История нравственных идей. XIX в., СПБ, 1888, гл. 1;

Миртов Д., Нравственна автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905];

Дробницкий, О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33-66, 77-82, 100-41, 184-218, 240-53, 271-306, 337-48.

Tags: