Выборочный метод в историческом исследовании

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ - метод исследования, при котором обобщающие показатели изучаемой совокупности определяются по некоторой ее части, сформированной на основе принципов случайного отбора. Статистическая совокупность, из которой производится отбор единиц, называется генеральной совокупностью. Отобранная из генеральной совокупности часть единиц, подвергающаяся обследованию, называется выборочной совокупностью или выборкой. Выборка должна быть: 1) пропорциональной, т. е. представлять генеральную совокупность в целом и все ее части; 2) случайной - каждая единица наблюдения (документ) должна иметь равный шанс попасть в выборку; 3) репрезентативной, то есть представительной по отношению к генеральной совокупности.

В исторических исследованиях В. м. используется при изучении массовых источников, а также при проведении устно-исторических исследований, реже - для изучения массовых исторических явлений. Обращение историка к выборочному методу актуально в следующих случаях: когда от прошлого осталось сравнительно мало или очень много документов, относящихся к категории массовых. В первом случае встает задача доказательства репрезентативности сохранившегося объема данных (естественной выборки), во втором - организация полноценного выборочного исследования.

В историческом исследовании в зависимости от изучаемого объекта/источников используются разные подходы к организации выборочного исследования: статистический и социологический. Статистическая теория выборки опирается на случайный отбор единиц наблюдения. Социологический подход помимо случайного отбора включает также приемы целевой выборки.

Выборочное исследование включает следующие этапы:

- характеристика объекта исследования (массовые исторические явления или источники). Если генеральная совокупность небольшая (200-300 единиц), то выборку проводить не рекомендуется, необходимо сплошное исследование;

- расчет объема выборки. Важно определить оптимальный объем, который позволит при наименьших затратах получить ошибку выборки в пределах допустимой;

- проведение отбора единиц наблюдения с учетом требований случайности, пропорциональности. Для случайного отбора используются следующие методы: собственно-случайный; механический; типический; гнездовой (серийный). К методам целевого отбора относятся: выборка типичных случаев; выборка доступных случаев; квотная выборка;

- доказательство репрезентативности, основанное на оценке ошибки выборки. Для случайной выборки ошибка рассчитывается с использованием формул. Для целевой выборки репрезентативность оценивается с помощью качественных методов (сравнения, эксперимента);

- анализ выборочной совокупности. Если сформированная выборка отвечает требованиям репрезентативности, то проводится ее анализ с использованием аналитических показателей (средних, относительных и проч.).

Применение выборочного метода в историческом исследовании осложняется рядом факторов: статистический аппарат выборки не вполне соответствует специфике исторических источников; историки часто не владеют необходимыми технологиями и нарушают принцип случайности, что отражается на результатах выборочного исследования и снижает уровень достоверности полученных данных.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 63-64.

Литература:

Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учеб. пособ. М., 2006; Дружинин Н. К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М., 1986; Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Миронов Б. Н. История в цифрах. Л., 1991; Славко Т. И. Математические методы в исторических исследованиях: учеб. пособ. Екатеринбург, 1995; Шендерюк М. Г. Количественные методы в источниковедении: учеб. пособ. Калининград, 1996; Федорова Н А. Математические методы в историческом исследовании. Казань, 1996; Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Самара, 1995.