Шэн
ШЭН (совершенная мудрость, совершенномудрый) — традиционное для китайской философии и культуры, прежде всего для конфуцианства, обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному правлению. В памятнике «Лунь юй» («Суждения и беседы», V в. до н.э.), в котором зафиксированы высказывания Конфуция, с совершенной мудростью ассоциируются полумифические и исторические правители древности — Яо (традиционная версия — 2356-2255 гг. до н.э.), Шунь (2255-2205 гг. до н.э.), Юй (считается основателем династии Ся, 2205— 2197 гг. до н.э., по современным вычислениям — XXI в. до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766—1753 гг. до н.э., современная версия — начало XVI в. до н.э.), Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, традиционная версия — XII в. до н.э., современная версия — XI в. до н.э.). Один из основоположников конфуцианства Мэн-цзы (IV—III вв. до н.э.) причислил к совершенномудрым всех времен Конфуция. Впоследствии конфуцианская традиция отнесла к совершенномудрым и самого Мэн-цзы.
В раннем конфуцианстве совершенная, т.е. высшая, мудрость считалась в русле учения Конфуция врожденной. Конфуцианец Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 313—238 гт. до н.э.), испытавший сильное влияние легизма, подразумевал под совершенной мудростью итог самосовершенствования. В неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь цзы (благородный муж), что подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.
В даосской традиции преобладало мнение, что истинная совершенная мудрость предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание [рассудочной] разумности», недеяние (у вэй) и бесстрастие. В позднем даосизме совершенномудрые включались в иерархии святых, но занимали в них низшие позиции, уступая бессмертным (сянь).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 680.