Методика проективная

МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ — обладает значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяет, опосредованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные» и др., в которых также проявляется пристрастность личностного психического отражения. Такие методики ставят целью именно выявление личностных особенностей отражения, которые не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы.

Различают следующие группы М. П.: 1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (см. также Тест конститутивный), 2) методики конструирования: MAPS, тест Мира и его различные модификации (см. также Тест конструктивный), 3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (см. также Тест интерпретативный), 4) методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга (см. также Тест аддитивный), 5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (см. также Тест катартический); 6) методики изучения экспрессии, анализ почерка, анализ особенностей речевого общения, методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (см. также Тест экспрессивный)', 7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и т. п.; 8) методики изучения импрессии: тест Люшера (см. также Тест импрессивный).

Все эти методики объединяются способностью отражать, как на экране, наиболее существенные аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного — в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.

Для М. П. характерны следующие особенности: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения; 2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности, при отсутствии видимого оценивания со стороны экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности; 3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности — ее способы и особенности проявления — во взаимоотношениях с социальным окружением.

Характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. В первую очередь это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает своеобразный «катарсис». Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.

Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта приобретает некий личностный смысл. Неопределенность — одно из основных условий деятельности испытуемого — способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.

За рубежом М. П. используются преимущественно в формах клинической деятельности, однако необходимо учитывать, что за рубежом термин «клинические методы» не имеет специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указывает прежде всего на то, что исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности.

В своих оригинальных формах такие методики, как апперцептивный тематический тест и тест пятен Роршаха, чрезвычайно сложны, громоздки, предполагают высокое мастерство экспериментатора и вместе с тем не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Для устранения этих недостатков ведутся исследования в направлении стандартизации М. П. и их модификации: так, возникли варианты ТАТ Мак-Клеланда и Хеккаузена, упрощенные варианты теста пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и др. В отличие от классических, эти варианты методик не претендуют на «всецелый» охват личности, а исследуют лишь ее определенные стороны и создаются для решения конкретных исследовательских задач. Большинство М. П. («техник проективных») в строгом понимании не являются тестами.

В настоящее время названным критериям удовлетворяют еще далеко не все М. П. и не в равной степени. Общепризнанным является мнение о недостаточной объективности методик. В них могут отсутствовать нормативные данные, недостаточна стандартизированность, к тому же проблематична сама возможность последней, ибо взаимодействие экспериментатора с испытуемым в большой степени зависит от личностных особенностей испытуемого, да и слишком жесткая формализация противоречит самому смыслу М. П. Согласно традиционным способам оценки, для М. П. характерны средние показатели валидности и надежности, хотя следует заметить, что надежность традиционных способов оценки представляется сомнительной.

Поэтому многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого в проективном тесте многих ситуационных факторов: инструкций, воздействия экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и т. д. Кроме того, существует проблема надежности и валидности проективных тестов вследствие нестабильности результатов и противоречивости их интерпретаций. Развитие метода проективного связано именно с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 274-277.