Шедевр
ШЕДЕВР (франц. chef-d'oeuvre) - образцовое произведение искусства. Шеллинг отмечал в Ш. индивидуальную неповторимость прекрасного, поражающую удивительной нерасчлененностью, слиянием частей — это установка романтизма. Гегель, ориентировавшийся в определении Ш. в большей мере на высокую классику, подчеркивал «зрелище внутренней гармонии», при самостоятельной полнокровной жизни каждой из частей. Белинский акцентировал внимание на органическом единстве формы и содержания как достоянии одной гениальности, ибо простой талант преуспевает либо в форме, либо в содержании. Таким образом, Ш. характеризуется уникальностью, возвышением над многими талантливыми произведениями.
В Ш. «содержание... значительно и ново, и выражение вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво» (Л. Толстой) — так можно определить Ш. в той культуре, где установка на новые оригинальные идеи несомненна (например, европейское искусство Нового времени). Этот термин, возникший в процессе формирования изящных искусств в культуре Нового времени (Баттё Ш. Изящные искусства, сведенные к единому принципу, 1746), позднее был распространен и на искусство древних цивилизаций, канонической культуры, народное творчество.
Однако во второй половине XIX в. культурно-исторические школы выступили с критикой классической эстетики шеллингианско-гегельянского толка, ориентирующейся лишь на высшие образцы искусства, выделенные к тому же не из широкой сферы культуры, а из художественно замкнутого «изящного искусства» Нового времени. А.Н. Веселовский говорил о вредной привычке судить обо всех явлениях с высоты эстетического трибунала, говорить о значении второстепенных и третьестепенных произведений, создающих почву для появления Ш. Н. Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», руководствуясь соображениями социально-психологическими, отмечал, что общение с высоким, и только с ним, превосходит возможности человеческой натуры. Он находил немало недочетов и в признанных Ш. искусства, а главное — полагал, что человек удовлетворяется и просто хорошими произведениями.
В наше время скептическое отношение к Ш. выразил французский исследователь А. Моль в связи с явлением тиражирования искусства и так называемыми «пермутациями» — превращениями в нечто иное предметов художественной культуры, появлением множества новых форм из ограниченного числа подлинников. По его мнению, «произведение искусства тает под тысячами взглядов».
Однако тиражирование искусства делает еще более важным существование Ш.-оригинала, который остается исходной точкой отсчета в иерархии ценностей. По словам Гегеля, Ш. и «их совершенство и великолепие... должно быть духовной купелью, светским крещением, дающим душе первый и неизгладимый тон и тинктуру вкуса...».
Литература:
Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1973; Толстой Л.Н. Об искусстве / Собр. соч. в 20-ти т. Т. 15; Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности /Полн. собр. соч. в 5-ти т. Т. 4. М., 1974; Веселовский А.Н. Историческая по-этика. Л., 1940; Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975; Зоркая Н. Уникальное и тиражированное. М., 1981.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 678.