Братские меннониты
БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ направление в меннонитстве, возникшее в 60-х годах 19 века, в меннонитских колониях на юге Украины. Оно явилось результатом борьбы гюпферов (см. Гюпферство) против ортодоксального меннонитства и его церковного конвента, образованного в 1851 году на съезде духовных старшин. Главным объектом их критики явилась культовая практика меннонитов, в особенности обряд крещения, который совершался над лицами, достигшими 18-летнего возраста, при условии знания ими катехизиса. Гюпферы усмотрели в этом отход от основного положения Менно Сименса о «крещении по вере», требовавшего предварительного «обращения к богу и примирения с ним». Церковный конвент стал подвергать своих противников штрафам, арестам, лишать колонистского звания, отлучать от общин. Репрессии заставили оппозицию пойти на официальный разрыв со старыми меннонитскими общинами. 6 января 1860 года в Елизабеттале Таврической губернии наиболее авторитетные гюпферы подписали заявление о своем выходе из церковной общины, адресовав его церковному конвенту и Молочанскому окружному приказу (административный орган меннонитского самоуправления), и объединились в особую приходскую общину со своим избранным «духовным настоятельством» (церковным руководством). Новая церковь получила название «Соединенная христианская крестящаяся по вере меннонитской братская община в России». Позднее последователей этой общины стали называть братские меннониты. К этому времени сложился в основных чертах их культ: к хлебопреломлению допускались только принявшие крещение по вере. Крестили путем погружения в воду людей, почувствовавших в себе «возрождение» и «обратившихся к богу». Ритуальные изменения, которыми братские меннониты противопоставили себя «старой церкви», коснулись всей культовой практики. Братские меннониты целиком восприняли социально-политическую доктрину первоначального меннонитства, особенно его отрицательное отношение к присяге воинской службе, к занятию государственных должностей. Ссылаясь на эти положения, сулившие им немалые социально-экономические выгоды, братские меннониты заявили, что они были и остаются меннонитами. Миссионерская деятельность братских меннонитов обеспечила им рост общин за счет последователей церковных меннонитов. Этот процесс наблюдается и в наши дни.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 58-59.