Чжэн мин

ЧЖЭН МИН (выправление имен, исправление имен) — принцип поддержания должного общественного порядка, сформулированный в виде гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложен древнекитайским мыслителем Конфуцием применительно главным образом к политико-административному управлению и упорядочению общества. У Конфуция идея Ч.м. подразумевала необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном»; «Когда имена неправильны, суждения несоответственны; когда суждения несоответственны, дела не исполняются» («Лунь юй», XII11).

Другие древнекитайские школы тоже рассматривали проблему Ч.м. Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун (IV—III вв. до н.э.) интерпретировал ее в логико-семантическом русле, как проблему соотношения имен/понятий (мин) и реалий (ши): самостоятельность имени и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной реалией обусловливает неизбежное изменение как имени при изменении реалии, так и реалии в связи с переменой имени. В легистском трактате «Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.) в заслугу совершенномудрым (см. Шэн) ставится предопределяющая роль имен (в том числе званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а Ч.м. отождествляется с правлением на основе закона (фа).

Особое значение проблеме Ч.м. придавалось в конфуцианстве, где закрепилась ее трактовка Сюнь Куаном (313—238). В трактате «Сюнь-цзы» (гл. 22 — «Чжэн мин») автор настаивает на применении единых имен, которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих имен для адекватного выражения реалий зависит не только от самой реалии, но и от договоренности людей между собой относительно применения имени. В то же время решающая роль в создании имен принадлежит правителю.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 675.

Понятие: