Безрелигиозное христианство

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО — теологическая концепция христианства, получившая свое развитие главным образом в протестантской теологии 20 века, особенно в трудах немецкого протестантского богослова Дитриха Бонхёффера, который подверг ревизии традиционное христианское вероучение, исходя из того, что люди в настоящее время все больше освобождаются от религии и вера в бога, понимаемого как потустороннее высшее существо, становится для них чуждой, излишней и ненужной. По мнению Бонхёффера, нас ожидают времена полного отсутствия религии. «Бог,— заявлял он,— как моральная, политическая, естественнонаучная рабочая гипотеза, преодолен и отброшен; в той же мере и как философская и религиозная рабочая гипотеза (Фейербах). Интеллектуальная честность требует отказаться от этой рабочей гипотезы». Бонхёффер ввел в теологическую литературу понятие «совершеннолетний мир», под которым он понимает мир, не нуждающийся в идее бога. Атаки христианской апологетики на атеизм Бонхёффер уподобляет попыткам возвратить взрослого человека в младенческое состояние. Таким образом, Бонхёффер очень далеко заходит в критике традиционного христианства, ставя под сомнение основу христианского вероучения — идею традиционного бога. Но он не порывает с христианством, а лишь пытается его по-новому интерпретировать. Согласно этой концепции, Безрелигиозное христианство является не учением о потустороннем, далеком от мира боге, а учением, способным преобразовать земную жизнь людей, реализующимся в поведении человека, в его отношениях с другими людьми. Поэтому в основе концепции Безрелигиозного христианства лежат вопросы этики. Безрелигиозное христианство порывает с «индивидуалистическим» христианским учением о спасении души. «Быть христианином,— заявляет Бонхёффер,— не означает быть религиозным в определенном смысле... а означает быть человеком». Сущность христианства Бонхёффер видит в любви к ближнему, которую он понимает как ответственность христианина за все, что совершается в мире, в обществе, в государстве. Таким образом, христианство Бонхёффер трактует как социально активное учение, способное преобразовать действительность.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 50-51.