Византинистика (Чубарьян, 2014)

ВИЗАНТИНИСТИКА - комплексная научная отрасль, направленная на всеобъемлющее изучение истории Византийской империи, ее общественно-политической структуры и эволюции, культуры и языка, цивилизационного развития и связей с другими народами и государствами Средневековья. В. включает в себя ряд самостоятельных дисциплин - историческую географию и хронологию, этнологию и фольклористику, лингвистику (прежде всего греческую и латинскую, а также средневековую сирийскую, арабскую, армянскую, грузинскую, палеославянскую и др.), палеографию, эпиграфику и дипломатику, нумизматику и сфрагистику, различные разделы византийской археологии, политическую и правовую, социальную и экономическую историю Византии, историю религии и Церкви (включая патрологию, литургику, теологию), историю ее литературы (;историографии, поэзии, гимнографии, риторики, агиографии и др.) и искусства (архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки и пр.). Как научная отрасль В. тесно связана с антиковедением, классической филологией, медиевистикой, славяноведением, востоковедением (включая кавказоведение, сирологию, коптологию, ближневосточные исследования, тюркологию), неоэллинистикой. Хронологически В. охватывает период, начиная с позднеримской / ранневизантийской эпохи IV - начала VI в. (от правления Константина I Великого - 324-337; конца царствования Феодосия I Великого - 379-395; или даже начала властвования Юстиниана I Великого - 527- 565). Конец политической истории Византийской империи связан с завоеванием османской армией Константинополя в 1453 г., хотя различные сферы поствизантийской культуры (православная Церковь, литература, искусство) продолжали развитие византийских традиций в условиях туркократии, что также является предметом византинистики, которая, таким образом, является интегрирующей научной отраслью, включающей в себя достижения целого ряда гуманитарных дисциплин.

Структура византинистики определяется органической связью отдельных областей научного знания, требующей от специалистов глубокой фундаментальной историко-источниковедческой и соответствующей языковой подготовки. Территориально Византия не оставалась в раз и навсегда установленных границах, но эволюционировала: от циркумсредиземноморской цивилизации позднеантичного / ранневизантийского периода, через интеграцию малоазийских, славянских и кавказских областей (при одновременной потере ближневосточных, североафриканских и италийских) в средневизантийскую эпоху, оказавшись в конце так называемого «византийского тысячелетия» государством на черноморских проливах (плюс отдельные области на Пелопоннесе и небольшие анклавы на периферии). Однако такие сюжеты, как «Византийская Италия», «Византийская Палестина», «Византийская Африка» и т. п. не исключаются из сферы внимания византинистики. Византийское политическое, правовое, культурное наследие в цивилизациях Нового и Новейшего времени также является предметом византинистики.

Зарождение интереса к Византии как историко-культурному феномену относится к эпохе Ренессанса, концу XV в., когда итальянские гуманисты, изучавшие античную культуру, обратились к средневековым памятникам, развивавшим эллинистическо-римские традиции. Кристаллизации византинистики способствовало увлечение в XV- XVI вв. коллекционированием греческих рукописей, что составило рукописные собрания крупнейших библиотек в Ватикане, Венеции, Флоренции, Париже, Мадриде, затем в Базеле, Оксфорде, германских городах и пр. После освобождения Греции от османской власти ее монастырские собрания стали существенным вкладом в развитие византинистики. Становление византинистики как современной научной отрасли относится к концу XIX в., когда в Мюнхенском университете стал выходить основанный К. Крумбахером специальный научный журнал «Byzantinische Zeitschrifit» (1892) и образовался самостоятель-ный институт (семинар) византийской и новогреческой филологии; в 1894 г, в Санкт-Петербурге стал выходить русский византиноведческий журнал «Византийский временник», основанный академиком В. Г. Васильевским - руководителем соответствующей кафедры в университете. В. сразу же заявила о себе как международная научная дисциплина: возникли научные центры (с изданием периодических журна-лов и других специальных публикаций) во Франции, Великобритании, Австрии, Греции, Бельгии, США, Нидерландах, Югославии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польше, Австралии, Испании, скандинавских странах и др. С 1924 г. проводятся регулярные Международные кон-грессы византийских исследований, организуемые Международной ассоциацией византинистов (XXII конгресс прошел в 2011 г. в Софии). В современной России византиноведческие центры находятся в Москве (Институт всеобщей истории РАН, исторический и филологический факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, Свято-Тихоновский богословский институт, Институт искусствознания, а также Российский государственный гуманитарный университет, Московская духовная академия, Российский православный университет), С.-Петербурге (Институт истории РАН, исторический и филологический факультеты СПбГУ, Государственный Эрмитаж, СПб Духовная академия), Екатеринбурге (исторический факультет Уральского федерального университета), а также в Барнауле, Белгороде, Иваново. Византинисты работают в Нижнем Новгороде, Волгограде, Калуге, Владивостоке и др.

M. В. Бибиков

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 44-46.

Литература:

Курбатов Г. Л. История Византии (Историография). Л., 1975; Ма- zal О. Handbuch der Byzantinistik. Wiesbaden, 1995; The Oxford Handbook of Byzantine Studies / ed. E. Jeffreys, J. Haldon, R. McCormick. Oxford, 2009.