Баптисты (Митрохин, 1990)

БАПТИСТЫ (от греч. baptizo — погружать, крестить в воде) — последователи протестансткого направления, возникшего в ходе развития пуританизма в Англии. В начале 17 века независимо друг от друга появляются две разновидности Б.: 1. Так называемые общие (генеральные) баптисты, разделяющие взгляды арминианцев (см. Арминианство): смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению, и их судьба зависит от свободной воли. Первая община общих Б. была создана в 1609 году английскими индепендентами, переселившимися в Амстердам (в 1611 году они вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты, разделяющие кальвинистскую (см. Кальвинизм) доктрину предопределения (спасение обретут лишь люди, к нему предопределенные). Они предъявляют более жесткие требования к взглядам и поведению своих последователей, а также к приему в церковь. Первая община частных Б. возникла в Англии в 1638 году. В последующие века именно частные Б. получили доминирующее развитие, а общие Б. ныне насчитывают лишь несколько сот тысяч человек. От других пуританских групп Б. отличались наибольшей последовательностью в проведении протестантских принципов. Членами церкви считаются лишь «заново рожденные» взрослые, сознательно принявшие водное крещение; церковь — это самоуправляющаяся община «видимых святых», которая независима как от светской власти, так и от каких-либо вышестоящих баптистских организаций; распространение христианства (евангелизация) — непременная обязанность каждого верующего. Вплоть до закона о веротерпимости 1689 года оппозиционные религиозные группы подвергались постоянным преследованиям, что вынуждало многих эмигрировать в Новый Свет. Среди них был и индепендент Роджер Уильяме, который в 1639 году основал первую общину американских Б. в Провиденсе (Новая Англия). В историю США он вошел как один из наиболее решительных защитников принципа веротерпимости и свободы совести против местной религиозной олигархии. Постепенно центр баптистского движения перемещается на юг. В 1684 году первая община частных Б. возникла в Пенсильвании, а в 1707 году пять общин образовали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию, развернувшую активную миссионерскую деятельность в местном, а впоследствии и международном масштабе. Ряд специфических черт Б. (демократические организации, внутренняя сплоченность, требование «сознательного крещения», этика пуританизма, лозунг евангелизации и т. п.) обеспечил быстрый рост их численности, особенно среди негров. Именно за счет распространения баптизма в основном совершалось «великое пробуждение» (см. Ривайвелизм) в 18 веке, в ходе которого возникали новые баптистские организации (баптистская церковь Христа — 1709, баптисты седьмого дня— 1740, баптисты свободной воли — 1780 году и т. п.). Общая численность Б. быстро увеличивалась: 1784 год — 35 тыс., 1889 год — ок. 3 млн, 1910 год — 5 млн, 1966 год — 24 млн. В 1976 году 20% американцев считали себя Б., среди негров их было около 70%. Американский баптизм стал играть ведущую роль во Всемирном союзе баптистов, объединившем свыше 7 млн человек. К конце 80-х годов 20 века в мире насчитывается около 35 млн Б., представляющих крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т. п. Ныне Б.— существенный компонент американизма. Б. выдвинули многих теологов и социальных мыслителей, существенно повлиявших на облик современного американского протестантизма и культуры в целом. Среди них известнейший проповедник Ч. Сперджен, основатель и теолог «социального евангелизма» У. Раушенбуш, фундаменталист Д. Муди, неортодоксальный теолог и социальный мыслитель Р. Нибур, глава евангелической ассоциации У. Грэм, борец против расизма Мартин Л. Кинг, наконец, радиопроповедник Дж. Фоллуэлл, ставший символом религиозных правых, непосредственно смыкающихся с крайне консервативными, милитаристскими силами. Это говорит о крайней политической амбивалентности баптистских организаций, среди которых наряду с традиционными либеральными кругами (в частности, активно выступающими против сегрегации и угрозы войны) имеются крайне консервативные и в последние десятилетия растущие группы, входящие в т. н. евангелическое христианство. Баптизм, первоначально распространявшийся в англо-саксонском мире в 18 веке, благодаря усилиям миссионеров Филадельфийской баптистской ассоциации (И. Онкена, Ю. Кебнера, Г. Лемана) проникает на Европейский континент: в 1834 году возникают первые баптистские общины в Германии, в 1839 году — в Дании, в 1847 году — в Швеции, в 1857 году — в Норвегии, в 1858 году — в Польше, в 1873 году в Венгрии и т. д. На территории России первые Б. появляются в Финляндии (1855), в Латвии (1860). В 60—70-е годы 19 века баптизм распространяется среди русского и украинского населения на Украине, в Поволжье и на Кавказе, т. е. территориях, где наиболее интенсивно развивались буржуазные отношения. В 1884 году создается Союз русских баптистов. По официальным данным, к 1912 году в стране насчитывалось около 115 тыс. частных Б. Наряду с ними в 1884 году благодаря усилиям английского лорда Редстока среди петербургской знати начинают распространяться идеи евангельских христиан, вероучение которых близко к вероучению общих Б., а в 1876 году организуется «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое развило бурную миссионерскую деятельность. К 1912 году в стране насчитывалось ок. 31 тыс. евангельских христиан. Православная церковь всеми средствами боролась против баптизма, опираясь на помощь государственных органов. Провозглашенная Манифестом 17 октября 1905 года веротерпимость в значительной мере оказалась формальной и мало что изменила в положении Б. Октябрьскую революцию баптистские руководители встретили враждебно: они противопоставляли ей «революцию духа» и выступали, в частности, против службы Б. в Красной Армии. Отделение церкви от государства, уравнявшее правовое положение всех религий, рост мелкобуржуазных элементов в годы нэпа, активная проповедь привели к быстрому росту численности баптистских общин. В 1927 году Федеративный совет баптистов объявил, что они насчитывают 500 тыс. членов. В годы культа личности Сталина Б. стали подвергаться все большим преследованиям, а в 30-е гг. Союз баптистов был распущен. В 1944 году в результате объединения Б. и евангельских христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945 году к нему примкнула часть христиан веры евангельской (пятидесятники), а в 1963 году — братские меннониты. Была создана единая организация во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), институт старших пресвитеров и пресвитеров. Стал издаваться журнал «Братский вестники. В 1961 году от ВСЕХБ откололась группа Б. (см. «Инициативники»), не принявших политику руководства ВСЕХБ, в котором доминировали евангельские христиане. Группа эта, по составу преимущественно молодежная, допускала нарушения советского законодательства. Ликвидация последствий культа личности и процесс перестройки привели ко все большей нормализации отношений между государством и Б. Единственным источником вероучения Б. считают Библию (прежде всего Новый завет), однако специфически теологические проблемы отходят в баптистской проповеди на второй план по сравнению с морально-назидательными темами. Б. не признают святых, монашество, сосредоточивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между богом и людьми, который своей жертвой» спас грешников. Главный принцип: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать «небесному жениху» — Христу, обеспечившему верующим спасение и очищение от греха. Проповедь неизбежной «греховности мира», лежащего за границами общины, строгое соблюдение простейших нравственных норм (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь) оказываются весьма привлекательными для людей, ощутивших несправедливость и черствость окружающих. Популярность баптизма во многом объясняется его специфической организацией. Центр его активности составляет община, включающая лишь верующих, сознательно и публично принявших крещение. Вступление в баптистскую церковь, таким образом, при всей урезанности социальных контактов и интересов, означает приобщение к сплоченному коллективу, проявляющему заботу и оказывающему помощь своим членам. Особое значение Б. придают проповеди своей веры, вести которую обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. Б. отказались от ряда церковных обрядов: от поклонения кресту и иконам, крестного знамения, крещения новорожденных, священнических облачений и т. п. Два - три раза в неделю Б. собираются на молитвенные собрания. Они отмечают крупные, т. н. двунадесятые праздники, хотя и не сопровождают их особым ритуалом. У них имеются и свои праздники. Праздник жатвы и День единства. Основные обряды: водное крещение, к которому допускаются лица, выдержавшие особый испытательный срок («приближенные»), хлебопреломление, как напоминание о «тайной вечере», имеется также особый ритуал погребения и бракосочетания. Основные решения принимаются на основе демократической процедуры, во главе общины стоит совет, который в случае необходимости производит отлучение людей, замеченных в нарушении своих обязанностей. В целом баптистская церковь представляет собой дисциплинированную и хорошо налаженную организацию, хотя в ней существуют и порой проявляются очевидные разногласия и споры. За последние десятилетия численность Б. в СССР в целом медленно, но постоянно увеличивается и составляет в настоящее время св. 300 тыс. членов. Можно считать, что именно баптизм обнаруживает наибольшие способности к воспроизводству в условиях социалистического общества.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 44-48.

Понятие: