Ценности моральные

ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ - одна из основных категорий нравственного сознания. В соответствии с ценностями данной системы морали производится оценка поведения. Обычно Ц.м. представлены в некоторой иерархии: высшие — низшие, общечеловеческие — групповые и т.п. Теоретики морали настаивали на абсолютном и априорном (доопытном) характере нравственных ценностей. Так, Виндельбанд стремился преодолеть кантовский дуализм явления и вещи в себе за счет введения понятия априорных общезначимых трансцендентальных ценностей. Их постижение, собственно, и является предметом философии, которая в отличие от естественных наук основана на оценочных суждениях и познании должного. Первую ступень в концепции Виндельбанда занимают как раз нравственные ценности. Но они не содержат каких-то определенных требований к поступкам поведения, а лишь показывают путь к поиску всеобщих основ бытия. На объективном характере ценностей настаивал один из основоположников аксиологии М.Шелер. С его точки зрения, ценности постигаются в актах чувствования как самостоятельные качества, они отличны от качеств воспринимаемых вещей. В основе иерархии всех ценностей, согласно М. Шелеру, лежит абсолютная ценность бесконечного личного духа. Но т.к. дух не может существовать без жизненного порыва (чувственного, практически деятельного отношения к реальности), существуют и относительные эмпирические формы проявления абсолютных начал всех ценностей. Это такие ценности, как приятное и связанное с ним полезное, здоровье, духовная красота и справедливость, истина, святость.

В то же время многие теоретики морали считают ценности релятивными, зависимыми от субъекта и его способа интерпретации мира. Брандт выводит ценности из рационально понятого желания, неопрагматист Р. Рорти связывает их с культурно-историческим контекстом жизни различных обществ, каждое из которых предстает в особом, несоизмеримом с другими обществами масштабе. Многие апеллируют при объяснении ценности к интуициям, идущим от восприятия общества, в котором мы живем (Дж. Ролз), а также к позиции здравого смысла.

Следует подчеркнуть, что по отношению к отдельной личности ценность может иметь обязывающее значение, выступать своеобразной формой предъявления нравственного требования. Но в отличие от нормы, предписывающей некоторый образ жизни, стиль поведения, ценность выступает как то, что является желательным для самой личности. Можно говорить о нескольких смыслах употребления понятия «Ц.м.». Во-первых, они понимаются как критерий разделения явлений окружающей человека действительности на вредные и полезные, желательные и нежелательные. Во-вторых, это внутреннее положительное содержание нравственных норм. В-третьих, это базисные принципы уже действующих норм и проверенных практикой жизни стереотипов житейской мудрости, подкрепленных религиозными верованиями или научными знаниями. Такие общественные Ц.м. предписывают человеку образ жизни, соответствующий одновременно его личному благу.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 662.

Tags: