Аугсбургское исповедание (Митрохин, 1990)
АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburgische Konfession) — исторически первый документ лютеранства, официально формулирующий его основоположения. Составлен Ф. Меланхтоном при непосредственном участии М. Лютера и в 1530 году представлен семью князьями и двумя вольными городами Аугсбургскому рейхстагу. Под давлением сил контрреформации, разработавших свое «Опровержение», император Карл V отклонил Аугсбургское исповедание. В ответ Меланхтон написал «Апологию», ставшую официальным комментарием Аугсбургского исповедания. Конфликт вокруг Аугсбургского исповедания положил начало длительной идейно-политической и вооруженной борьбе между протестантами и католиками, которая завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, признавшим Аугсбургское исповедание каноническим документом немецкого протестантизма. Это решение было облегчено тем, что, опасаясь новой активизации народной реформации, Меланхтон внес в Аугсбургское исповедание компромиссные формулировки. Документ составлен на латыни и немецком языке, причем при последующем редактировании в основу был положен латинский текст — исходный вариант, опубликованный в 1531 году (Invariata), и вторая редакция 1540 году (Variata) Аугсбургское исповедание состоит из двух частей. Первая — «Вера и доктрина» — содержит 21 статью, в которых излагаются основные положения вероучения (бог, троица, богочеловек и др.), причем в трактовке ряда вопросов (таинства, добрые дела, свобода воли) несомненны уступки католицизму. Вторая часть — «Злоупотребления» — состоит из 7 статей и посвящена критике римского католицизма по вопросам церковной организации и практики, целибата, платы за отпущение грехов и изложению их лютеранской трактовки. Принятие Аугсбургского исповедания обеспечило легальную защиту немецких лютеран, что притупило критику со стороны многих общин сделанных в Variata уступок и способствовало консолидации лютеранских церквей. Аугсбургское исповедание пользуется большим авторитетом, однако абстрактный характер его формулировок в последующем вызвал к жизни ряд разъяснительных документов.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 42-43.