Хэ

ХЭ (гармония) — категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию «гомеостаз». Идея гармонии как условия космои онтогенеза оформилась в памятниках V—II вв. до н.э. Согласно конфуцианскому канону «Ли цзи» (см. Уцзи), X. — «причина всех превращений вещей». В качестве наиболее адекватного выражения гармонии обычно рассматривалась музыка. В историческом трактате «Го юй» («Речи царств») впервые сформулировано противопоставление категорий X. и тун («единение», «объединение», «совместимость», «тождественность»). Они предстают соответственно выражениями динамической «уравновешенности» (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статическое единство — с другой: гармония означает прекращение состояния, определяемого как «тун». По Конфуцию, «благородные мужи» (цзюнь цзы) в отличие от «ничтожных людей» «пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун)» («Лунь юй», XIII 23).

Наиболее подробно категория X. рассматривается в даосском по премуществу памятнике «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где «гармония» определена как «взаимосоединение [субстанций] иньиян» (IV91; VII216). X. субстанциальна: в гармонии «пневмы (см. Ци) Неба и Земли не превышают друг друга», т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично и дихотомично — требует «разделенности дня и ночи», т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь и ян, которая и порождает «тьму вещей» (VII 2). «Гармония инь ян» является условием обретения цзин — семени, которое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (VII 216). Могут быть гармонизированы как однородные вещи и явления — звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, лук и стрела, так и разнородные, например струны одного инструмента. Второй вид гармонии требует согласования внутреннего с внешним (например, рук и сердца мастера) при главенстве внутреннего и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование внешнего с внешним) является ступенью ко второму (VII 142, 265). Идеалом является «Великая (Высшая) гармония» (тай X.) — отсутствие потребности во внешнем для постижения Единого (дао), достижение бессмертия синь (сердца), приобщающегося к вечности (VII90,92).

Термин «тай X.», введенный в VI—IV вв. до н.э. в комментирующей части памятника «Чжоу и» («Чжоуские перемены»), означал там предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилософское, и антропологическое истолкование. Особое значение это понятие приобрело в неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики. «Великая гармония» начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамического равновесия), и даже их источника. Так, в учении Чжан Цзая (1020-1078) полная пространственно-временная сбалансированность - «совокупная Великая гармония» - прямо определяется как дао. У тяготеющего к материализму конфуцианца Ван Фучжи (1619—1692) «Великая гармония» неотрывна от состояния первоначального Хаоса (хунь дунь), но уже при наличии в нем динамики «разделения и объединения инь и ян», представляя собой некое пограничное состояние.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 657-658.

Понятие: