Художественный образ (Кузнецов)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - понятие эстетики, специфика которого состоит в способности воплощать средствами искусства идею художественного произведения в конкретной чувственной форме. Философов и психологов давно интересует проблема чувственного абстрагирования как альтернативная операция по отношению к логическому абстрагированию. Х.о. дает один из ярких примеров такой абстракции, выраженной в форме чувственного восприятия и переживания реальных фактов и событий, внося сюда целый ряд тонких нюансов эстетического отношения к миру. Выделяют три основных уровня существования Х.о.: образ-замысел, художественное произведение и образ-восприятие. Образ-замысел есть начало творческого процесса в искусстве, где важную роль играет вдохновение и озарение (инсайт) художника.

Обнаружено совпадение многих составляющих образа-замысла в искусстве с аналогичной операцией в науке. Художник и ученый первоначально, на уровне так называемой «проблемной ситуации» движутся в одном и том же интуитивно-образном измерении. Это можно показать на анализе таких понятий, как визуализация и вербализация. Известно, что ученые часто жалуются на муки визуализации, или чувственно-образной представимости, абстрактных научных теорий, и в то же время художники часто говорят о муках слова, или вербализации. Видимо, преобладание интуиции, эмоциональных переживаний в построении чувственного образа делает его первоначально понятным лишь самому художнику, а поэтому поиски инварианта Х.о., делающего последний понятным и воспринимающему, являются для художников мучительными. Ученый, напротив, имея дело с вошедшей в научный обиход теорией, тяготится инвариантностью и логической очевидностью ее положений, а это приводит на первой ступени научного творчества к энергичным поискам визуализации, способов образной обработки возникающих идей и замыслов. Внешняя нестабильность проблемной ситуации, связанная со значительной ролью подсознательного, создает определенные трудности для исследования этого этапа творческой деятельности. Лишь при выходе из проблемной ситуации возникает оппозиция «наука — искусство». В одном случае появляется научное знание, в другом — художественное произведение.

Следующий этап существования Х.о. связан с его воплощением в художественном произведении. Именно на этом наиболее важном этапе творческой деятельности художник выражает себя как мастер-профессионал, а произведение обретает стиль, форму, уникальность, т.е. становится художественно-эстетической ценностью, а также обретает и свое жанровое или видовое своеобразие.

Последний этап существования Х.о. составляет его актуализация в процессе воспри-ятия читателем, зрителем или слушателем. Центральной проблемой Х.о. становится здесь так называемая эстетическая дистанция, как промежуток между дохудожественным и собственно художественным восприятием. Так, при восприятии, например, произведения изобразительного искусства зритель очень часто остается на уровне дохудожественного восприятия. Эстетическое наслаждение, получаемое им от картины, является следствием узнавания предмета, изображенного на холсте (исторического портрета, деталей интерьера и т.д.). Устойчивость и даже некоторая йопулярность такого типа восприятия основана, видимо, на том, что узнавание близко подражанию, о чем писал еще Аристотель. В действительности узнавание того или иного события на полотне и отождествление его с реальным объектом — это лишь начало подлинного эстетического восприятия. Для того чтобы пройти эстетическую дистанцию от дохудожественного к художественному уровню, необходимо «второе прочтение» увиденного, основанное на том, что зритель начинает связывать увиденное уже с манерой и почерком художника, с характером художественно-выразительных средств. Так появляется новая художественная система семантических связей. Так рождается Х.о. в сознании и чувствах воспринимающего. Психологи и эстетики подчеркивают, что для преодоления эстетической дистанции в целом ряде случаев необходимо настоящее творческое усилие, в какой-то мере сопоставимое с творчеством художника.

Искусство второй половины XX в. (в част-ности, постмодернизм) отказалось от многих важнейших составляющих Х.о., обеспечивавших в прошлом его высокую духовность. Натурализовав эстетический и художественный опыт в таких его чертах, как банализация, физиологизация, вульгаризация, искусство заменило операцию абстрагирования, обес-печивающую метафизическое существование Х.о., на рекуррентный принцип повтора с его простейшими ритмическими составляющими. Наиболее отчетливо этот принцип выражен сегодня в серийной живописи.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 655-656.