Армагеддон

АРМАГЕДДОН (Armagedon — греч. эквивалент др.-евр. har megiddo — «горная местность Мегиддо» — топонима района вблизи Хайфы, где происходили военные столкновения) — согласно Библии, место сбора сил Сатаны для решающего сражения с богом (Откр. 16:16), в более широком теологическом смысле — символ последней битвы добра и зла. Идея такого события встречается в Ветхом завете, но термин «Армагеддон» и конкретизированный сюжет принадлежат Откровению Иоанна Богослова. Согласно ему, зверь Апокалипсиса, олицетворяющий Рим и зло вообще, будет побежден посланником бога — мессией и брошен в преисподнюю. После этого начнется тысячелетнее царство воскресших святых и мучеников. По истечении этого срока произойдет последняя схватка неба с силами зла, т. е. Армагеддон. Она завершится окончательной победой Христа и Страшным судом, на котором определится посмертная судьба всех воскресших людей: непрощенные грешники отправятся в ад, в то время как спасенные будут жить в «небесном Иерусалиме». В протестантизме смысл Армагеддона определяется в контексте доктрин предопределения и эсхатологии. В эпоху Реформации и ранних буржуазных революций Армагеддон часто отождествлялся со священной войной с земным злом, кладущей начало эпохе добра и справедливости. В американском протестантизме он становится символом-указателем координат божьего царства: в начале 18 века бостонский пуританин С. Сьюолл доказывал, что решающая битва с Антихристом произойдет не в Старом Свете, а в Америке, самим провидением предназначенной быть Новым Иерусалимом и лидером всех народов. В более позднем протестантизме изначальный смысл Армагеддона сохраняется преимущественно в сектантстве. Так, вера в близкое второе пришествие Христа и Армагеддон присуща адвентистам, которые несколько раз определяли и вынужденно переносили срок наступления «конца света». Сходная точка зрения у свидетелей Иеговы, рассматривающих историю человечества как арену постоянного противоборства Сатаны и бога, которое завершится Армагеддоном. В результате все грешное человечество — за исключением иеговистов — погибнет. Теологи-иеговисты считают, что эпоха Армагеддона уже началась: ее ранним этапом была первая мировая война, настоящее время — «переходный период», а кульминацией будет грядущая ядерная война. Понимание Армагеддон как неизбежной мировой войны присуща и новым религиозным правым. Основатель Церкви унификации Мун отождествил

Антихриста и вселенское зло с социализмом, а силы добра и «христово воинство» — с США и их союзниками. Армагеддон представляется ему военным столкновением двух лагерей, которое завершится поражением «царства зла». Ту же мысль обосновывает Фолуэлл в работе «Армагеддон и грядущая война с Россией» (1980). Отношение теологов к такой и аналогичным трактовкам идеи Армагеддона противоречиво. Для идеологов милитаризма и антисоветизма они привлекательны тем, что помогают поддерживать у широких слоев состояние неуверенности и страха и оправдывать высокий уровень военных расходов, представляя источником угрозы и зла социалистический мир. Однако такая политическая линия вызывает глубокую тревогу за судьбы человечества в случае ядерной войны и сильное противодействие со стороны различных общественных сил, в т. ч. религиозных. Многие христианские теологи (Дж. Робинсон, Б. Грэм и др.) доказывают, что война предотвратима, и делают упор на ответственность человека за возможные последствия гонки вооружений. В канун президентских выборов 1984 года в США 100 ведущих протестантских и католических деятелей опубликовали совместное заявление о несостоятельности точки зрения, трактующей Армагеддон как неизбежную ядерную войну США и СССР, якобы предсказанную в писании.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 38-39.

Понятие: