Философия права (Кузнецов, 2007)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА - самостоятельный раздел философии, предметом которого являются сущность права, его роль и место в истории и культуре человечества. В зависимости от понимания сущности права можно выделить две основные тенденции в Ф.п., которые берут свое начало с древности: а) исследование идеи права как априорно данной и выражающей идеально организованное общество; б) исследование действующего или исторически существующего права. В первом случае речь идет о праве как «правде» или «справедливости», и существующее право рассматривается с точки зрения его соответствия вечному и неизменному идеалу. Во втором случае право лишается своего сверхреального бытия и понимается как исторически возникшее и, следовательно, имеющее относительное содержание. Различные варианты Ф.п. либо являются отражением этих маргинальных позиций, либо располагаются где-то между ними. В Ф.п. используются методы, традиционно применяемые в самом праве и правовой науке, а также методы, разработанные в рамках того или иного направления философии. Ф.п. представляет собой целостное построение, в котором при помощи избранного метода достигается, с одной стороны, обоснование определенного подхода к праву, а с другой стороны, данный подход получает свое развитие в исследовании правовой реальности (идеально моделируемой и исторически существующей). В этом смысле необходимо строго различать Ф.п. и философско-правовые взгляды и идеи.

История европейской Ф.п. начинается с Платона и Аристотеля. Их основная заслуга заключается в определении и всестороннем анализе идеи справедливости, а также в обосновании разумной природы закона (права). Справедливость как таковая, так и в отношении права, означает, согласно Платону, «надлежащую меру» или то, что «каждый имеет свое». Закон представляет собой «определение разума», следование которому является основным гарантом устойчивого существования идеального государства. Аристотелю мы обязаны учением об уравнивающей справедливости (как равное или эквивалентное деление) и распределяющей справедливости (как пропорциональное деление или деление по достоинству). Право, по Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на положительное (созданное людьми) и естественное (не зависящее от воли законодателя и отвечающее природе человека), которые дополняют друг друга. Таким образом, с Платона и Аристотеля берут свое начало как рационалистическая линия в Ф.п., так и естественноправовая точка зрения. Свое обоснование последняя получила в трудах Цицерона, а в теорию права вошла благодаря римским юристам, прежце всего Ульпиану.

На смену уже утвердившемуся делению права на естественное и положительное в средние века приходит более сложное представление об источниках права (Фома Аквинский): «вечный закон» (божественный замысел, ведомый только самому богу и святым), «естественный закон» (непосредственное проявление божественного права в отношении человека), «человеческий закон» (по-ложительное право, которое, в отличие от двух предыдущих, обладает принудительной силой, т.е. устанавливается и охраняется государством) и «божественный закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в Библии). Нормативное человеческое установление признается законом только при условии его соответствия естественному праву, или иначе — разумной природе человека.

Ф.п. Нового времени объединяет возврат к античному (введенному Аристотелем) делению права на естественное и положительное. Однако акценты меняются: естественное право понимается как вполне самостоятельное, независимое не только от воли законодателя, но также и от божественной воли. Гуго Гроций несколько модифицировал учение Аристотеля, рассматривая в качестве источника естественного права «здравый разум», а позитивного права — «волю» (соответственно человеческую, продуктом которой является «внутригосударственное право», и божественную, которая создает «божественное право»). Приоритет естественного права в учении Гроция в значительной степени ограничен признанием абсолютного суверенитета государства, который принадлежит его правителю. Гроций был одним из первых, кто стремился придать юриспруденции форму науки на основании систематизации ее неизменной части — естественного права. Фрэнсис Бэкон различает закон по существу (отвечающий требованиям «всеобщей справедливости») и закон формальный (оправдывающий насилие). К проблемам положительного права и правовой науки Бэкон применил свой эмпирический метод, что определило роль Бэкона в истории Ф.п. как непосредственного предшественника юридического позитивизма. Особенности естественноправовой концепции Томаса Гоббса обусловлены пониманием им естественного состояния как «войны всех против всех». Прежде всего он различает «естественное право» (как свободу челове-ка делать все, что он считает необходимым, для сохранения собственной жизни) и «естественный закон» (как общее правило, запрещающее человеку делать то, что наносит или может нанести вред его жизни). Гоббс выделяет три естественных закона, основной из которых заключается в том, что «всякий человек должен добиваться мира». Определяя суверенную власть, принадлежащую отдельному человеку или собранию лиц, как «душу государства», Гоббс, тем не менее, полагает, что ряд прав являются неотчуждаемыми (право на жизнь, здоровье и др.). Джон Локк относит к неотчуждаемым правам, помимо прав на жизнь и свободу, право собственности. Суверенная власть, согласно Локку, принадлежит народу, а потому «право на восстание» является его неотъемлемым правом и никак не ограничивается. Если у Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка закон сохраняет и расширяет свободу.

Ф.п. эпохи Просвещения представлена главным образом в трудах Шарля Монтескье и Жан-Жака Руссо. Монтескье понимает естественное состояние, в противоположность Гоббсу, как лишенное какой-либо агрессивности, и выделяет следующие свойственные такому состоянию законы: стремление к миру, к жизни в обществе и к добыванию пищи. После образования государства человек создает положительное право, которое Монтескье подразделяет на международное (политические отношения между народами), политическое (определяющее отношение между правителями и управляемыми) и гражданское (определяющее отношения граждан между собой). Человеческий разум определяет закон как таковой, и конкретные законы суть частные случаи приложения этого разума. В то же время положительные законы обязаны учитывать характер и свойства народа, для которого они создаются. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в исторической школе права. Особое внимание Монтескье уделил правилам составления законов. У Руссо неотчуждаемый и неделимый суверенитет принадлежит народу, в пользу которого отчуждаются естественные права отдельного индивида. Эквивалентной заменой отчужденных прав Руссо считает права, законодательно установленные сувереном (народом в лице государства). Законы Руссо подразделяет на политические (отношения между сувереном и государством), гражданские (отношения между самими гражданами и между гражданами и государством), уголовные (отношения «между человеком и Законом»), а также нравы, обычаи и общественное мнение (неписаное право как наиболее важный вид законов). Руссо указывает на первостепенное значение законодательной власти, которая представлена народным собранием и от которой зависит не только принятие, но и отмена или изменение закона.

И. Кант разрабатывает «Метафизические начала учения о праве», которые знаменуют новый этап в развитии западноевропейской Ф.п. Во-первых, право впервые рассматривается (с точки зрения его нормативности и априорности) как область метафизики. Во- вторых, вопрос о соотношении права и морали получает не только ясный ответ, но и подробное философское обоснование. Мораль и право имеют общий источник — практический разум и общую цель — утверждение свободы. Отличительными свойствами права являются: а) регулирование только внешних отношений между людьми; б) формальное определение этих отношений; в) полномочие на принуждение. Право, согласно Канту, — совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Понятие «общественного договора» становится у Канта «идеей разума», регулятивным принципом, позволяющим судить о справедливости конкретных законов. Верховенство закона (наряду с народным суверенитетом) является единственной основой государства, каким оно должно быть. Государство — соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Кант является сторонником абсолютной теории наказания, которая предполагает равенство между преступлением и наказанием.

Вслед за Кантом, Г.В.Ф. Гегель прямо заявляет, что «наука о праве есть часть философии». В его системе Ф.п. составляет один из трех разделов философии объективного духа. Предмет Ф.п. — идея права. Идея права есть свобода, понимание которой достигается через познание понятия права и его осуществления. В своем развитии идея права проходит три ступени: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право (формальное и внешнее) выражает наличное бытие свободной воли и включает в себя понятия собственности, договора и деликта («неправа»). Моральность представляет собой отрицание абстрактного права, поскольку переносит определение права в сферу субъективной свободы. Ее содержание раскрывается в триаде: умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Синтез абстрактного права и моральности — нравственность, которая есть идея свободы (истина понятия свободы), единство объективной и субъективной свободы. Три ступени нравственности составляют семью, гражданское общество и государство. В соответствии с диалектическим методом Гегеля государство является высшим воплощением нравственности, «свободой в ее самом конкретном образе».

Наиболее влиятельными течениями Ф.п. XIX в. были историческая школа права и пришедший ей на смену юридический позитивизм. Историческая школа (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) видит в праве органический продукт «народного духа» или «национального сознания». Право складывается исторически, на основе обычаев, и является неприкосновенным, поскольку не зависит ни от воли законодателя, ни от воли правительства. Юриспруденция (право юристов) лишь раскрывает и формулирует то, что заключает в себе народное сознание и что еще не получило ясного выражения в законах или обычаях. В ряду персональных концепций XIX в. выделяются две: учение о праве Карла Маркса и Рудольфа Иеринга. В сфере права, так же как и в своем учении и философии в целом, Маркс выступил в качестве открытого противника капиталистического строя. Закон не должен защищать частные интересы в противовес общественным, не должен ка-рать за образ мыслей, т.е. предлагать в качестве единственной истины идеологию господствующего класса (буржуазии). Существующее право есть возведенная в закон воля буржуазии, и единственное средство установить более справедливый государственный строй и правовой порядок — это насильственное ниспровержение капитализма. Р. Иеринг рассматривает право как продукт человеческой деятельности, продукт истории. Право, согласно Иерингу, есть выражение «всеобщих интересов», равновесие между интересами индивида и общества. Но право должно сохранять свою подвижность, которая в ходе исторического развития делает его более определенным и твердым. В этом смысле переход от обычая к закону можно считать несомненным достижением. Право немыслимо без борьбы, и движущей силой правовых преобразований являются «человеческие интересы» (прежде всего сословные), которые приобретают форму прав.

На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет как русской юридической мысли, так и русской Ф.п. Основное развитие получили два подхода к праву — теория естественного права и юридический позитивизм. Юридический позитивизм в России представлен такими именами, как Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др. Однако наиболее широкое распространение получила концепция естественного права, в которой понятие «право» мыслилось в неразрывной связи с понятиями «нравственность», «благо» и «свобода». Возрождение естественного права на рубеже веков происходило в различных направлениях: с опорой на достижения психологии (Л.И. Петражицкий), на основании развития идей неокантианства (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, В.И. Гессен). Концепция естественного права занимает центральное положение в Ф.п. Б.Н. Чичерина. Труды С.А. Муромцева положили начало социологической Ф.п. в России. Сторонником естественного права был B.C. Соловьев, однако в его философии право рассматривается прежде всего как необходимое и незаменимое средство построения «христианского государства».

Течением, определившим собственно юридическое мышление и юридическую практику XX в., стал юридический позитивизм (Г. Кельзен, Г.Л.А. Харт). В то же время XX столетие характеризуется крайним разнообразием философско-правовых учений и школ. Наиболее влиятельные среди них: феноменологическая Ф.п. (А. Райнах), экзистенциальная Ф.п. (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон), социологическая Ф.п. (М. Вебер, Р. Паунд), юридический реализм (К.Н. Ллевеллин, М. Радэн, Ф.С. Коген), Ф.п. неотомизма (Ж. Маритен, Дж. Финнис, Й. Месснер), концепции естественного права (Г. Райнер, Г. Роммен), а также критические юридические исследования (Р. Унгер, А. Кац, Д. Кеннеди).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 635-638.

Литература:

История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996;

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.