Авангардизм (БСЭ)
АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 веке, для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин авангардизм возник в критике 20-х годах и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е годы. Однако он не приобрёл ещё чёткого научного определения и разными историками литературы и искусства в него вкладывается различное содержание. Авангардизм - широкое и сложное проявление кризиса буржуазной культуры 20 века, он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития авангардизма (1905-1930) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, сюреализм, литература потока сознания, атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве некоторых крупных мастеров 20 века в тот или иной период их художественной деятельности.
В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творческими судьбами, различными идейно-эстетическими и общественными позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и революционных потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролетарских революций рождает у некоторых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революционную сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам буржуазного общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая иск-во в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художеств, течении или служат исходным пунктом для творческого размежевания. Некоторые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, X. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству. Многие представители А., неспособные преодолеть рамки буржуазного сознания, оставались на позициях эстетического субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетической двойственности, противоречивости (напр., поэзия Г. Аполлинера, искусство П. Пикассо - Франция) и зачастую к художеств, эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан буржуазным и мелкобуржуазным индивидуализмом.
В СССР Октябрьская социалистическая революция определила творческий путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев анангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистической художественной культуры.
В начале 30-х гг. основная масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистическим движением.
Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, новый роман, конкретная поэзия , поэзия итал. Группы 1963 , алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического. реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистической направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.
Г. А. Недашивин.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.
Литература:
Маца И., Проблемы художественной культуры XX века, М., 1969;
Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия, М., 1968;
Holthusen H. Е., Avangardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Munch., 1964.