Дидактика

ДИДАКТИКА - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; теория обучения. Д. определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путём самообразования. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Считается, что этот термин ввёл немецкий педагог В. Ратке (1571 - 1635). Под Д. он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А. Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке «Великую дидактику». Под Д. Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Большой вклад в разработку Д. внесли также известные педагоги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптёрев. Немало сделано в этом направлении ди- дактами Ю.К. Бабанским, Н.П. Груздевым, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткиным и др.

Д. отвечает на вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она даёт научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения. Д. как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины. Вместе с тем преподавание каждого предмета имеет свою специфику, определяемую целью его изучения, содержанием и особенностями усвоения учащихся. Эта специфика учитывается и получает отражение в предметных методиках или частных дидактиках, - отраслях педагогической науки, изучающих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.

Д. и методика находятся в тесной связи и взаимозависимости: Д. опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты, примеры и материалы, дающие основание для обобщений, вскрытия закономерностей. Вместе с тем познанные Д. закономерности, выводы и рекомендации должны браться на вооружение предметными методиками и использоваться для дальнейшего совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины. Д. способствует распространению передового педагогического опыта, интересных находок учителей-практиков и учителей-исследователей, анализируя их с общепедагогических позиций. Д. является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности уч-ся у разных учителей, преподающих отдельные предметы.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 181-182.

Понятие: