Анализ корреляционный

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ — метод статистический оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых. Применим в ряде особых случаев, когда экспериментальный подход затруднителен или даже невозможен — например, по этическим соображениям. Наконец, позволяет получать информацию, основанную на более разнообразных выборках и более близкую к существующей в обществе реальности — в отличие от лабораторных экспериментов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность. В психологических исследованиях широко применяется также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации.

Но анализ корреляционный не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Например, при наличии зависимости корреляционной между двумя переменными может быть трудно решить, какая из них — причина, а какая — следствие; к тому же может оказаться, что на самом деле причинной связи между ними вообще нет (так, они могут причинно зависеть от некой третьей переменной, не учтенной в исследованиях). Интерпретация связи между переменными очень часто зависит от смысла, вкладываемого в используемые термины. Недостатки анализа корреляционного связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоей связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно-следственный тип этой связи. Самый эффективный способ выявления такой зависимости — вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор, что составляет суть метода экспериментального. Среди других широко используемых в психологии разновидностей анализа корреляционного — расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.

Словарь практического психолога. — Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 33-34.

Понятие: