Абстрактное искусство (БСЭ, 1969)

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. и. полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика же А. и. сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием "А. и." объединяются разнородные явления - антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. и. чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

А. и. возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. - кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910-13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" - Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы - Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России - "супрематист" К. С. Малевич, "лучисты" М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. и. питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм - испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль - в Нидерландах, Баухауз - в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже - мобили американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. и. целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма" (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием "ташизма", или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре - парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. и. стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. и. эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций ("оп-арт"), как течение А. и. теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.