Утилитаризм (Кузнецов)

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза) — направление в моральной философии, положения которого выдвинуты И. Бентамом в трактате «Введение в принципы нравственности и законодательства» (1780) и развиты в классическом виде Дж.С. Миллем в его сочинении «Утилитаризм» (1863). Милль сформулировал основные аргументы У. против многочисленных возражений критиков; главный пафос миллевской полемики был направлен против априоризма и интуитивизма, а персонально — против Канта и его английских последователей. Согласно У., в основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей), которое Бентам называл общей пользой, безусловно отличая ее от корысти, или личной выгоды. Под принципом пользы он понимал такой принцип выбора действий и оценки поступков, который ориентирует на достижение максимально большего блага. Если действие касается интересов субъекта (сообщества, индивида), то оно морально оправдано только тогда, когда приносит ему пользу (счастье). Формула общего блага — «наибольшее счастье наибольшего числа людей» — встречалась и раньше, у Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, К. Гельвеция и др., однако именно Бентам сделал ее принципом построения теории морали. Согласно У., все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза, заключается в наслаждении, но при отсутствии страдания, т.е. счастье, заключается в чистом, длительном и непрерывном наслаждении. И наслаждение, и польза имеются в виду в широком смысле: под наслаждением понимаются всякие наслаждения, в том числе чувственные, под пользой — всякая польза, в том числе выгода. У. — это теория, направленная против эгоизма. Приемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели. На этом же основываются определения (оценки) явлений и событий как хороших или дурных. При этом человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо; в духе протестантской этики тем самым предполагалось, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение, но исполнить его с чистыми руками, по совести — добродетельно.

В У. — в продолжение той линии в моральной философии, которая идет от Аристотеля и Эпикура и в противовес кантианству — мораль выводится из того, что составляет конечную (высшую) цель. Мораль определяется Миллем как «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями». Три фактора, по Миллю, препятствуют осуществлению принципа пользы, или человеческому счастью: себялюбие людей, недостаток умственного развития и дурные государственные законы.

Структура морали У. Милля задается иерархией главного принципа — принципа пользы и производных, или второстепенных, принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, например, принцип справедливости, правила «не вреди», «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних»; сюда же можно отнести заповеди Декалога. На практике люди обходятся второстепенными принципами и нередко даже понятия не имеют о существовании главного принципа. Однако в случае конфликта между различными второстепенными принципами роль общего основания для его разрешения играет главный принцип.

В связи с этим обнаруживается важная теоретическая дилемма, суть которой касается оснований оценки поступков. Согласно классическому У., оценка поступка должна основываться на результатах действия, взятого автономно, как отдельно осуществленного акта. Однако в интерпретации Милля основания оценки к этому не сводятся: он рассматривал соблюдение прав других людей в качестве одного из результатов действия. 

Одновременно права человека выступают неким стандартом, выполнение которого вменяется каждому в обязанность. При том что каждое действие должно в конечном счете соотноситься с принципом пользы, и этот принцип — тоже определенный стандарт для оценки поступков, можно, таким образом, выделить в У. уже два типа оснований оценки: результат, к которому привел поступок, и стандарт, или правило, которому поступок должен соответствовать.

Это различие не было концептуально осмыслено Миллем, но оно определило развитие У. в XX в., отразившись в двух течениях У.: У. действия (act-utilitarianism) и У. правила (rule-utilitarianism). Согласно У. действия, который продолжает традицию классического У., каждый человек в своем выборе должен руководствоваться стремлением наделить наивысшим счастьем наибольшее число людей, вовлеченных в ситуацию поступка (P. Singer). Как указывают критики У., такое основание выбора может противоречить взятым ранее обязательствам или принятым долгосрочным жизненным планам. Согласно У. правила, при выборе поступка следует определить, какой набор конкретных правил, будучи принятым в обществе, обеспечит максимум пользы, а затем руководствоваться этими правилами (Р. Брандг). Второе направление является доминирующей формой современного У.

Литература:

Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / Избр. соч. Т. 1. СПб., 1867;

Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. 3-е изд. СПб., 1900;

Brandt R. В. Ethical Theory. Englewood Cliffs, N.J., 1959;

Lions D. The Forms and Limits of Utilitarianism. Oxford, 1965;

Sen A., Williams В., eds. Utilita-rianism and Beyond. Cambridge, 1982.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 608-609.

Tags: 
Понятие: