Подражания теория

ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ - направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп. Традиция подражания теории идет от Аристотеля, приписывавшего подражанию важнейшую роль в формировании человека. Эти взгляды интенсивно развивались и оформились концептуально в середине 19 века. Г. Тард видел в подражании основу развития общества, в частности, главный механизм распространения инноваций. Он считал, что социальная динамика определяется подражанием, повторением до уровня массового новых образцов чего бы то ни было. Подражание имеет тенденции к бесконечному распространению; идет развитие от внутреннего подражания к внешнему, все более очевидному подражанию, от одностороннего — к взаимному и всеобщему. Подражание имеет три формы: подражание другому человеку; подражание современному (мода) или привычному (обычай) образцу; подражание самому себе (привычка). Тард объяснял посредством подражания язык, право, традиции и другие социальные явления.

Общество, согласно Тарду, живет по закону всемирного повторения; это основной закон всей жизни, выражающийся в постоянном подражании. Ш. Сигеле с помощью подражания объяснял изменения, происходящие с человеком в толпе, в частности нивелировку личности. У. Мак-Дугалл настаивал на врожденном характере подражания, считая его одной из форм духовного взаимодействия людей наряду с симпатией и внушением. В рамках ассоцианизма подражание считалось особым видом воздействия, при котором реакция объекта подражания становится условным стимулом для собственных реакций субъекта подражания на стимул. В бихевиоризме социальном подражание стало одной из основ научения, результатом подкрепления успешных реакций. Понятие «подражание» использовалось в социологии У. Томасом и Ф. Знанецким для объяснения некоторых способов адаптации социальной польского крестьянина-переселенца в Европе и Америке.

С годами подражания теория утратили былую привлекательность и распространенность — вскрылась недостаточная объяснительная сила понятия «подражание». Оно сохранило частное значение и используется в отдельных областях психологии для описания некоторых форм зависимого поведения человека, например, конформизма как проявления податливости человека феномену группового давления или поведения ребенка в процессе обучения и социализации. В палеопсихологии варианты подражания теории объясняют поведение первобытного человека на ранних стадиях развития человечества. Считается, что для взрослого современного человека подражание имеет меньшее значение в силу большей развитости его индивидуального сознания.

Д. Ольшанский

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335.

Литература:

Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Miller N., Dollard I. Social Learning and Imitation. New Haven; L., 1962; Social Facilitation and Imitative Behavior. Boston, 1968; Encyclopedia of Social Sciences. 5-th ed. N.Y., 1997.