У цзин
У ЦЗИН (Пять канонов, Пятиканоние, Пятикнижие) — появившееся в период правления У-ди (140—87 гг. до н.э.), императора династии Западная Хань (206 г. до н.э. — 8 г. н.э.), обозначение пяти книг, признанных кано-ническими для конфуцианства. Определение «цзин» (букв.: нить основы) обозначило основополагающую роль этих книг в упорядочении общества посредством перенесения на него совершенной космической структуры, которая воплощается в вэнь (письменности/ культуре).
Первый из Пяти канонов, «Ши цзин» («Канон стихов», «Книга песен»), представляет собой самое раннее в Древнем Китае поэтическое собрание. Корпус памятника сформировался, видимо, в X—VI вв. до н.э. Согласно традиционной версии, произведения, вошедшие в него, представлялись ко двору правителя-вана династии Чжоу (XI— III вв. до н.э.) специальными чиновниками и служили источником сведений о нравах и настроениях народа, что помогало правителю принимать политические решения, способствовало совершенствованию церемониальных установлений и ритуальной музыки. Специфические выразительные средства народных песен, од и гимнов, собранных в «Ши цзине», канонизированы последующей филологической традицией.
«Шу цзин» («Канон писаний»), или «Шан шу» («Книга преданий»), включает тексты разных эпох — записи сказаний, ис- торизованных мифов, исторических событий, обращений правителей к подданным, указов, поручений сановникам, диалогов древних правителей с мудрецами и т.п. Ис- торизованный материал охватывает период примерно с XXIV по VIII вв. до н.э. Компановка памятника продолжалась по крайней мере до начала нашей эры, известны разные версии текста.
Авторство канона «Ли цзи» («Записки о [правилах] благапристойности») приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в III—I вв. до н.э. В XII в. две главы «Ли цзи» - «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») — в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие»
(«Сы шу») — базовый канонический свод неоконфуцианства. В «Ли цзи» представлена идеальная конфуцианская модель социального механизма, якобы реализованная в эпоху Западного Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) — от основ политической администрации до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в основных жизненных ситуациях, в том числе траурных обрядов.
Согласно этому памятнику, основой общественного порядка являются нормы ли ([этико-ритуальной] благопристойности). Универсальность ли воплощается в двух типах устройства общества: идеальной модели Да тун («Великое единение») и приемлемой Сяо кан («Малое процветание»), описание которых вложено в уста Конфуция. Внешним регулятивным функциям «благопристойности» параллельны функции музыки (юэ) как некоего внутреннего упорядочивающего эстетического начала. Музыка может быть нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, потворствующей распущенности.
Гармонизация человеческого общества и природы, по «Ли цзи», осуществляется через их взаимокоординацию посредством медиатора — личности правителя, Сына Неба.
Заменявший «Ли цзи» в составе «Пяти канонов» памятник «Чжоу ли» (другое название «Чжоу гуань» — «Чжоуские чиновники») традиция приписывает Чжоу-гуну, младшему брату У-вана — государя династии Чжоу (XI—III вв. до н.э.). После смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом и якобы впервые создал регулярную администрацию, описанную в «Чжоу ли». Существует также мнение, что «Чжоу ли» подделано на рубеже нашей эры и описанные в нем реалии скорректированы в русле конфуцианских установок II—I вв. до н.э. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» сопряжены с космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми следовало упорядочивать жизнь общества.
Второй функциональный аналог «Ли цзи» — памятник «И ли» («Образцовые церемонии и [правила] благопристойности», V—III вв. до н.э.) — традиционно считается единственным текстом, сохранившимся после сожжения конфуцианских книг при Цинь Ши-хуане в 213 г. до н.э. Памятник толкует древние ритуалы, обряды, правила этикета.
«Чжоу и» включает в себя каноническую часть в двух разделах, известную как «И цзин» («Канон перемен», ок. VIII—VII вв. до н.э.), и комментирующую часть — «И чжуань» («Комментарии к переменам», VI—IV вв. до н.э.), или «Ши и» («Десять крыльев» — семь комментариев, в том числе три двучастных). Основу «И цзина» составляют графические схемы — гуа, состоящие из расположенных столбцом черт двух видов — сплошной, символизирующей начало ян (см. Инь и ян), и прерванной посередине, означающей начало инь. Гуа содержат по 3 или по 6 черт во всех возможных комбинациях — соответственно 8 триграмм и 64 гексаграммы. Каждой триграмме и гексаграмме соответствуют комплексы образов и понятий, а также определенные словесные формулы, применявшиеся в практике гадания и, возможно, записанные только в эпоху Конфуция. Система гуа и афоризмов к ним и их чертам толкуется как учение о структуре непрерывных циклических изменений в космосе. Комбинаторика «Чжоу и», включившая в себя другие универсальные классификационные схемы, в том числе инь ян и у син, стала предметом одной из дисциплин традиционного знания — ицзинистики (и сюэ — «науки об «И цзин», или «науки о переменах»), дав науке и философии старого Китая универсальные способы мироописания, кодификации знания и даже фиксации истинности суждения, заменив в этом смысле формальную логику европейского типа.
Летопись «Чунь цю» представляет собой погодичную хронику царства Лу, родины Конфуция, и охватывает события 722—481 гг. до н.э. Ее название выражает идею временного циклизма («порождающие» весны и подводящие итог осени). Ее создателем или редактором считается Конфуций. Текст представляет собой скупую фиксацию фактов и не содержит каких-либо оценок. Противоречие между таким характером текста и его каноническим статусом снимается версией, согласно которой в «Чунь цю» оценки деяний исторических персонажей и их самих даются посредством применения или неприменения тех или иных иероглифов (например, для обозначения восшествия на престол, кончины и т.п.). Впоследствии текст памятника стал сопровождаться историзованными комментариями «Гунъян чжуань» («Комментарий Гунъяна») и «Гулян чжуань» («Комментарий Гуляна»), которые принадлежат «школе текстов новых письмен» и традиционно датируются II в. до н.э., а также «Цзо чжуанью» («Комментарием Цзо»), главным памятником «школы текстов старых письмен» (см. Цзин сюэ).
Упорядочивающая роль канонического свода подчеркивалась его пятеричным составом, соответствующим основополагающей для китайской культуры пятеричной матрице (см. У син). Иногда основополагающие канонического писания конфуцианства именовались Шестью канонами (Лю цзин), согласно другой нумерологической схеме — шестиричной (см. Тай цзи)', считалось, что в древности в число наиболее почитаемых конфуцианцами книг входил также «Юэ цзин» — «Канон музыки», впоследствии утерянный (по другой версии, это текст гл. «Юэ цзи» — «Записок о музыке» из «Ли цзи»). Пять канонов легли в основу конфуцианской философии, системы образования, воспитания и государственных экзаменов.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 599-601.