Деятельность познавательная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - продукт и предпосылка усвоения социального опыта. О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. Каждый день приносит всё новые и новые доказательства всемогущества человека. А вот в первый период своей жизни человеческое дитя - самое беспомощное существо в мире. Задумывались ли вы над тем, почему у человека такое длинное детство?

Ворон живёт 200 - 300 лет, а детство занимает у него всего несколько месяцев. Все птицы и звери обычно после всего нескольких месяцев детства становятся способными самостоятельно жить в своём зверином мире. А человеческое детство занимает годы, десятилетия. Нередко подготовка к полезной для общества деятельности составляет четверть жизни человека. Объясняется это тем, что у животных опыт предыдущих поколений закрепляется с помощью нервных механизмов, наследуется. Животное родится с готовой схемой поведения, ему прижизненный опыт нужен лишь для приспособления этой схемы к конкретным условиям. Человек же, став социальным существом, перешёл на новый, социальный способ закрепления своего опыта - в предметах материальной и духовной культуры, в языке. Человек не скован наследственным опытом, его прогресс зависит не от биологических, а от социальных законов. И человек формируется только при наличии общественных условий жизни, без них человек не получается. Об этом красноречиво говорят случаи, когда дети вырастали среди тех или других животных. Об одном из них рассказывал ещё французский философ Э. Кондильяк в своём «Трактате об ощущениях» (XVIII в.). Он писал о мальчике из Литвы, который жил среди медведей. Мальчик не умел говорить, не обнаруживал никакого человеческого разума, ходил на четвереньках, издавал звуки, совсем не похожие на человеческие. В более позднее время сообщалось в одном из журналов, что в Индии, на одном из глухих полустанков, вблизи которого проходила волчья тропа, был найден в товарном вагоне мальчик 8-9 лет, который всем своим поведением напоминал волчонка: издавал волчье рычанье и вой, кусался, бегал на четвереньках, ел только сырое мясо.

Об этом же говорят и наблюдения над детьми, родившимися слепоглухонемыми. Если с таким ребёнком не проводится специальная работа, то сам он не сможет научиться сидеть, ходить и тем более говорить, мыслить, участвовать в сложных формах человеческой деятельности. Когда такой слепоглухонемой попадает в специальную школу, то работа с ним начинается с обучения его простейшим человеческим действиям: сидеть, стоять, ходить и т.д.

По мнению Н.Ф. Талызиной, все эти и подобные им факты говорят о том, что человек не приносит на свет никаких готовых форм поведения. Его развитие идёт не путём развёртывания изнутри готовых, заложенных наследственностью человеческих способностей, а путём усвоения («присвоения») опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Человек так могуч именно потому, что он стоит на плечах предыдущих поколений, использует их многовековой опыт. Человек не родится с готовым логическим мышлением, с готовыми знаниями о мире. Но он не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы. Всё это он усваивает в процессе жизни. Человек не родится с готовыми, сформированными математическими или музыкальными способностями: он их может развить только путём приобщения к миру математики, к миру музыки.

Конечно, индивид может внести потом и свой личный вклад в социальный опыт и стать, например, знаменитым математиком. Но происходит (или не происходит) это не потому, что он родился (или не родился) от математика. Когда опыт человечества был невелик, он усваивался в процессе практического общения ребёнка с миром при помощи родителей. Но постепенно в обществе появились специальные люди - учителя, общественная функция которых - передавать новому поколению опыт предыдущих. Годы обучения в школе - это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и др. видов опыта человечества. Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 171-173.

Понятие: