Деятельность детская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребёнка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для дальнейшего формирования деятельности.

Первая деятельность детская - предметная. Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами - хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями и, наконец, собственно предметными действиями - использованием предметов по их функциональному назначению, способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Бурное развитие предметных действий начинается у ребёнка на втором году жизни. Оно связано с самостоятельным передвижением - ходьбой. В связи с возникновением деятельности предметной меняется отношение ребёнка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса «Что это?» при столкновении с новым предметом у ребёнка возникает вопрос «Что с этим можно делать?»

Интерес к предметному миру чрезвычайно широк. При свободном выборе предметов и игрушек ребёнок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Одновременно увеличивается время действия с каждым предметом (игрушкой), появляется многообразие действий. Предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. В недрах предметной деятельности формируются предпосылки других видов деятельности детской - игровой, продуктивной, элементов трудовой.

Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т.п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, позволяющие ребёнку производить соответствующие действия в отсутствие нужного предмета, воспроизводя не само предметное действие, а функцию данного предмета, смысл производимого действия. Выпадающие звенья этого действия заменяются речью. В дальнейшем действие может происходить с воображаемым предметом. Игровое действие, таким образом, приобретает знаковый, символический характер.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребёнка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. У младших детей появление элементов трудовой деятельности выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную самостоятельность в быту. В среднем и старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Продуктивная деятельность детская - конструктивная, изобразительная - играет большую роль в развитии ребёнка-дошкольника, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В изобразительной деятельности ребёнка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт-рисунок, лепная поделка и др. - в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. Изобразительная деятельность проходит за дошкольный период большой путь развития. На четвёртом году жизни у ребёнка, как правило, появляются первые предметные рисунки. В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 170-171.

Понятие: