Деятельностный подход
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а некоторыми представителями Деятельностного подхода рассматриваются как особые формы этой деятельности, производные от внешнепрактических её форм. Предпосылки Деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20 гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных ис-следований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта Деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С.Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А.Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Различия между двумя вариантами Деятельностного подхода отчётливо формулируются в 40 - 50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем. Во-первых, это проблема предмета психологической науки. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие её существенных объективных связей и опосредствований, в том числе и через исследование деятельности. А.Н. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредствующих её моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью). Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С.Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путём интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. А.Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстаёт как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А.Н. Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действия в др. условия). Отсюда введение А.Н. Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми ещё во многом дело будущего.
Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д.п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития (генеза):
1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, КЗ. Фабри и др.);
2) в антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (П.Я. Гальперин);
3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях различных исторических эпох и разных культур (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Коул, представители критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания ещё недостаточно разработаны в Деятельностном подходе;
4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Деятельностного подхода выросли самостоятельные деятельностно-ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д.Б. Эльконина, теория развивающего обучения В.В. Давыдова, теория перцептивных действий А.В. Запорожца и др.);
5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только учёных школ А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, но и др. известных отечественных психологов (Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.А. Смирнова, Н.А. Бернштейна и др.);
6) пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (А.Р. Лурия, ЕД. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарник и др.).
В рамках перечисленных направлений исследований Деятельностного подхода был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в том числе: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность - действие - операция - функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Деятельностном подходе понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Деятельностного подхода разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской, патопсихологии и др.).
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 167-169.