Деятельности строение

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОЕНИЕ. В.Д. Шадриков на основе анализа теоретических работ и собственных исследований выделил в структуре деятельности следующие функциональные блоки: мотивы, цели, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, подсистема деятельностно важных качеств. Поскольку данная система служит эвристическим средством исследования Д., ей присуща некрая условность. Так, например, разнесённость отдельных блоков вовсе не означает их онтологическую автономность.

Принципиальным этапом освоения Д. является принятие её субъектом. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через к- рые возможно удовлетворение потребностей. Чем «богаче» потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с «богатыми» потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность. В качественном отношении В Д. Шадриков выделяет три группы потребностей : материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические.

Центральным, системообразующим компонентом психологической системы Д. является её цель. Можно выделить два аспекта цели: во-первых, как «идеальный или мысленно представляемый её результат»; во- вторых, как уровень достижений, которого хочет добиться человек (как задача достичь определённых показателей). В процессе освоения профессий формирование цели начинается с передачи ученику нормативной цели-результата. Задача обучающего на первом этапе профессионального обучения и состоит в том, чтобы сформировать у обучаемых представление о нормативном результате Д. (НРД). Анализ различных видов Д. позволил выделить два вида цели-результата: цель-образ - непосредственно направляющая и регулирующая Д. на всём протяжении (например, образ детали определённой конфигурации); цель-задание - регулирующая Д. через конечный результат, который выступает в форме знания. Представление о количественных параметрах НРД формируется с опорой на норму выработки и изменяется по мере роста профессионального мастерства и улучшения системы стимулирования повышения производительности труда.

Освоение программы профессиональной деятельности предполагает формирование представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий. Программа определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности. Отдельные действия, входящие в состав Д., объединены целью и структурно соподчинены. Они организованы в пространстве и во времени. Функцию координатора действий выполняет программа деятельности, которая определяет, что, как и когда следует делать для достижения цели деятельности. Программа фиксируется в инструкциях, которые и направляют Деятельность ученика.

Анализ различных профессий позволяет выделить два типа структур деятельности: константные и переменные. Д., имеющая константную структуру, предполагает только одну последовательность выполнения действий. Такую деятельность удобно фиксировать и представлять ученику в виде сетевого графика. Д., имеющая переменную структуру, предполагает различные последовательности выполнения действий, различающихся по эффективности. Любая реально существующая программа описывает Д. только приблизительно.

В процессе Д. у учащихся на основе программы-инструкции формируется своя индивидуальная программа Д. В психологической системе Д. эта программа представлена в виде образа деятельности и в форме знаний о последовательности и способах выполнения отдельных действий в целостной структуре Д.

Следующим звеном Д.с. является информационная основа Д. (ИОД). Под ИОД психологи понимают совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать Д. в соответствии с вектором цель-результат. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД. Существуют три уровня формирования ИОД: сенсорно-перцептивный, когнитивный, образно-оперативный. Формирование ИОД происходит в единстве с развитием профессиональных способностей и физиологических функциональных систем, лежащих в их основе.

Осваивая нормативно-одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, ученик «решает», как ему реализовать в своих действиях этот способ деятельности. Концепция освоения деятельности как «решения» задачи, сформулированная в общетеоретическом плане С.Л. Рубинштейном и развитая К.А. Абульхановой-Славской, представляется перспективной и при разработке теории профессионального обучения. Освоение профессиональной деятельности - творческий процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия творческого решения. Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, заключающуюся в том, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности. Вместе с тем, действуя (выполняя деятельность), человек постоянно принимает решения о том, что он должен делать, как и когда. Каждый из этих вопросов представляет собой фактор выбора.

На успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности сильно влияют профессионально важные качества (ПВК). Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 164-166.