Партнерство социальное

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ (от франц. le partenire — партнер, компаньон) — тип (система) общественных отношений, возникающих при решении социальных, в том числе трудовых, проблем на основе принципов коллективного взаимодействия. Обычно партнерство социальное имеет место при разрешении трудовых споров между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возможно расширительное толкование партнерства социального. В этом случае речь идет о партнерских отношениях между различными социальными слоями (группами), отдельными индивидами как представителями социальных организаций, а также между социальными слоями (группами) и государством.

Основные принципы партнерства социального: равноправие сторон; уважение и учет их интересов; демократический характер социального партнерства; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реализация; обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Сущность партнерства социального исходит из эволюционного типа обществ, развития, проявляется в принципе солидарности социальных групп, в социальном и политическом взаимодействии, поиске согласия, в ориентации на равноправное сотрудничество, учете интересов противоположных сторон, в компромиссе при разрешении конфликтных ситуаций. Партнерство социальное предполагает обеспечение баланса интересов различных социальных слоев и групп.

Партнерство социальное лежит в основе механизма формирования социального государства и гражданского общества, является их важнейшим атрибутом.

Исходная парадигма партнерства социального — концепция общественного договора, разработанная в работе Т. Гоббса «Левиафан», в которой обоснована необходимость достижения общественного согласия. Концепцию общественного договора развивал также Ж.Ж. Руссо (трактат «Общественный договор, или Принципы политического права»), который считал, что на его основе люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений и в их действиях будет преобладать стремление к согласию и миру.

Другая важная конституирующая составляющая партнерства социального — социальная солидарность, теоретико-концептуальные основы которой были изложены Э. Дюркгеймом. Принцип солидарности выводился им из объективного процесса разделения труда и классового сотрудничества при добывании средств к жизни («О разделении обществ, труда»).

Идеология партнерства социального базируется также на трудах Л. Фейербаха, Л. Блина, П. Прудона, концепции либерального реформизма М. Вирта, О. Михаэлиса и др.

Существуют различные формы партнерства социального, в зависимости от конкретных условий каждой стороны, ее исторических традиций, типа государственного устройства, соотношения политических сил.

В России партнерство социальное имеет давнюю и богатую формами традицию. Уже в 18 веке «Регламент», утвержденный указом Петра I в 1722 году, явился первым нормативно-правовым актом, регулирующим сферу трудовой деятельности в части ограничения продолжительности рабочего дня. В 1835 году был принят первый фабричный закон общего характера — «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму».

Особенность формирования отношений партнерства социального определяется рядом факторов: традиционно сильным влиянием государства, имеющим глубокие корни отношением общинности и солидарности, широким развитием земства, сильным рабочим движением.

В настоящее время партнерство социальное осуществляется в формах коллективных переговоров при подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключении; взаимных консультаций (переговоров) по вопросу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; включенность работников (их представителей) в управление предприятием (организацией); участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Система партнерства социального включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровни, а также уровень организации (предприятия).

Существенную роль в развитии партнерства социального играют профессиональные союзы, которые обычно представляют интересы работников. Их активность и настойчивость во многом определяет результативность социального партнерства. Представителями работодателей выступают их объединения и союзы. Государство в партнерстве социальном выполняет несколько функций: законодателя, арбитра (посредника), координатора, работодателя. Главная среди этих функций — законодательная, право- и нормотворческая, контрольная. Важная роль в результативном функционировании партнерства социального принадлежит государственным стандартам, представляющим собой установленный законом РФ минимально необходимый уровень социальных норм и гарантий.

Партнерство социальное является важнейшим социально-политическим институтом, позволяющим наемным работникам принимать участие в управлении производством, результативной формой выработки коллективных соглашений на различных уровнях.

С. В. Рогачев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 326-237.

Литература:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; Семигин Г.Ю. Соц. партнерство в совр. мире. М., 1996; Шинелева Л.T. Соц. партнерство: перспективы развития. М., 2001; Михеев ВЛ, Михеев А.В. Соц. партнерство: теория, политика и практика. М., 2003.