Политическая система советского общества

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА советский политический механизм в условиях социализма. Ядром Политической системы советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза *. Под ее руководством функционируют все другие звенья этой системы - Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативные и иные общественные организации, отражающие единство и своеобразие интересов всех слоев населения.

Происходящий в СССР процесс революционной перестройки, обновления социалистического общества подвел к выводу о необходимости реформы Политической системы советского общества, направленной на укрепление и развитие основополагающих принципов социалистической государственности, рожденных Октябрем. Политическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом, отчуждением трудящихся от власти. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с учетом меняющихся условий внутренней и международной жизни.

В свете этого по-новому предстает роль КПСС. Согласно ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся, она призвана, основываясь на марксистско-ленинском учении, разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, формировать идеологию социалистического обновления, вести политическую и организаторскую работу в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководством партия так и действовала. Однако после смерти Ленина начался отход от ленинских принципов, от разработанной им концепции социалистического строительства. Такое положение в той или иной мере сохранялось и в застойные годы. Это отрицательно сказалось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влияния, обостряло многие проблемы общественного развития. КПСС нашла в себе силы самокритично оценить создавшееся положение. Партия стремится создать такие политические механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленинских принципов партийного руководства обществом.

Ключевой вопрос политики партии - развитие и укрепление советского социалистического государства. Ставится задача завершить создание социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону. Ключевое значение в этом плане имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. Большое значение в связи с этим уделяется совершенствованию форм народного представительства в Советах. Важную роль в этом деле призвана сыграть реформа избирательной системы.

Первостепенное значение имеет передача на рассмотрение и решение Советов всех без исключения вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. В связи с этим необходимо расширить материальные возможности местных Советов, гласность и открытость их деятельности, утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами.

Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования Политической системы советского общества явится преобразование высшей власти в государстве. Предусматривается в качестве высшего органа власти страны - съезд народных депутатов СССР, образующий Верховный Совет СССР, - постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Учреждается пост Председателя Верховного Совета, избираемого съездом.

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма.

В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС  «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвигается задача, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала понятию общенародного государства, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полним и действенным контролем.

Перестройка Политической системы советского общества предполагает внутреннюю демократизацию и повышение роли в политическом процессе общественных организаций. Их главную задачу партия видит в том, чтобы они развивали социально-политическую активность, удовлетворяли многообразные интересы граждан, прививали навыки общественного самоуправления.

В условиях перестройки возникает необходимость в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенность. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно- государственного контроля.

Большое значение приобретает вопрос о принятии назревших мер по дальнейшему развитию советской федерации. При этом ключом к дальнейшему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплоченности советского общества является органическое соединение самостоятельности союзных и автономных республик, др. национальных образований с их ответственностью за общесоюзные интересы.

Партия неуклонно проводит линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений и предложений трудящихся. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в общественных организациях. Получит дальнейшее развитие практика всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны, а также использование др.

каналов развития прямой демократии: собраний граждан, наказов избирателей, выступлений печати, радио, телевидения, писем трудящихся и др. средств выявления общественного мнения.

Принципиальное значение КПСС придает расширению гласности, как действенной формы всенародного контроля, а также развитию такого испытанного инструмента социалистической демократии, как критика и самокритика.

Важную роль в создании социалистического правового государства должна сыграть реформа судебной системы и др. институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества.

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматривает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезд! КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества.

Политическая система советского общества действует и развивается в рамках Конституции СССР и советских законов.

Говоря о необходимости перестройки Политической системы советского общества, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что «речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее качественно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы успешное развитие нашего общества».

Примечания редакции проекта

* Как сказано у Ильфа и Петрова, устами Скумбриевича: «вся эта работа ведется "в порядке миража"». Подобное же реформирование – в порядке бреда – претерпела политическая система советского общества: она была лишена своего ядра, вокруг которого строилась и, разумеется, распалась в труху. Произошла ликвидация государства как института. Его заменила частная корпорация-государство, которая занялась распилом бюджета. Однако приведенная выше статья показывает тогдашнее представление (или мечтание) о намечавшихся преобразованиях политической системы.