Детство (Рапацевич, 2006)

ДЕТСТВО - этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребёнка и кончающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь (обычно в подростковом возрасте). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольный возраст (3 года - 6 - 7 лет) и младший школьный возраст (6-7-10-11 лет). Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению господствовавших долгое время представлений о детстве как «натуральной стадии», обладающей некими универсальными для всех времён и народов свойствами. Показано, что, будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этно-культурные особенности общества, в котором растет ребёнок, и в первую очередь система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребёнком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 161-162.

Понятие: