Государство (Кузнецов)

ГОСУДАРСТВО - общность людей, объединенных общей территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами. Происхождение Г. мыслители объясняют по-разному. Платон генезис Г. связывает с потребностями людей и определяет Г. как совместное поселение. Он же является создателем теории идеального Г. А Аристотель считает, что Г. представляет собой «общество, состоящее из нескольких селений... достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни» (Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984. С. 378).

В Новое время возникает договорная теория происхождения Г. (см. Общественный договор).

Что касается вопроса о генезисе Г., то в духе идеалистической философии его решает Гегель. Он утверждает, что Г. мыслится изначально как идея, «...государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога» (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 284). Выяснение же причин происхождения Г. Гегель считает задачей исторической науки.

Российские ученые тоже значительное внимание уделяли проблемам генезиса и роли Г. в общественной жизни. Так, в частности, русский мыслитель И.А. Ильин связывает происхождение Г. с необходимостью защиты собственности. «Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного войска» (Ильин И.А. Собр. соч. Т. 4. М., 1994. С. 130). Таким образом, И.А. Ильин видит причины возникновения Г. в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами Г. считает народ, территорию и власть.

Иначе объясняет генезис Г. марксистская теория. Она исходит из того, что Г. возникло прежде всего в результате внутреннего развития общества, а не из-за защиты от внешних врагов. Примитивные (первобытные) общества не имели представления о Г. и не нуждались в нем. Но экономическое развитие приводит к расколу общества на антагонистические классы, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса Г., Энгельс пишет: «Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»(Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.Т.21. С. 169—170). Марксистская концепция генезиса Г. исходит из самой действительности, показывает исторический процесс в развитии, которое неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов и вместе с тем к возникновению специального политического института, т.е. Г., регулирующего отношения этих классов. В классовом обществе государство имеет классовый характер и защищает интересы господствующего класса.

Г. как новое социальное образование имеет присущие ему признаки: а) территорию; б) народ (см. Народ), в) публичную власть; г) налоги.

Территория. Без строго очерченной и фиксированной территории нет единого Г. Территория — это фиксированное и охраняемое политическое и правовое пространство, на которое распространяется власть Г. Оно имеет право заставлять подчиняться всех, кто живет постоянно или временно на данной территории, общепринятым нормам и законам. Вместе с тем оно должно создавать всем, живущим на его территории, необходимые условия для жизни. Г. должно обустраивать свою территорию. Для этого надо создавать промышленность, строить заводы, фабрики, выпускать высококачественные товары и т.д. При этом Г. должно защищать свои товары как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ведь известно, что чем больше товаров продается, тем богаче становится Г., тем выше уровень жизни его граждан. Одновременно Г. должно заботиться и о духовной сфере. С этой целью Г. необходимо создать соответствующую базу (школы, институты, университеты и т.д.). Разумеется, нужно давать мощный импульс развитию духовной культуры, создавать необходимые условия для науки. Ни одно современное Г. не может рассчитывать на успешное развитие без использования достижений науки и техники.

Публичная власть. Она включает армию, которая обязана охранять границы и территориальную целостность Г., полицию (милицию), следящую за общественным порядком и безопасностью граждан, государственный аппарат, суд, прокуратуру и т.д.

Налоги. Они необходимы для содержания публичной власти, выполнения тех или иных государственных программ (социальное обеспечение и медицинское обслуживание населения, пенсии, дотации на образование, экологические программы по восстановлению окружающей среды и т.д.).

Г. выполняет разные функции. Во-первых, оно не может не заниматься экономическими вопросами общества. Поэтому оно должно регулировать экономические отношения, поощрять национальную экономику, защищать ее интересы в международных экономических, торговых и иных организациях. Во-вторых, Г. должно делать все для защиты национального суверенитета. Оно должно обеспечивать надежную оборону, поддерживать высокий уровень боевой подготовки армии, оснащать ее самой современной техникой. В-третьих, Г. должно проводить соответствующую патриотическую работу среди граждан. Оно должно воспитывать их в духе любви к Родине, к национальным традициям и обычаям. В-четвертых, оно должно соблюдать права каждого гражданина, создавать необходимые условия для проявления его духовных и физических потенций.

Формы государственного правления с момента его возникновения были самыми разнообразными. Уже в древности были республиканская, демократическая, монархическая, аристократическая формы правления. Для эпохи феодализма наиболее характерна монархия. Очень дифференцированы современные формы Г. Во многих из них сохранились остатки феодализма, в других наблюдаются республиканские формы правления, в третьих — президентские и т.д. Они складывались в зависимости от традиций, обычаев, исторических условий, религиозных убеждений, уровня политической культуры народа и т.д.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 119-120.

Понятие: