Теургия (Кузнецов, 2007)

ТЕУРГИЯ — понятие, введенное в оборот русской религиозной философии B.C. Соловьевым, который в контексте развития представлений о сущности и назначении искусства использовал понятие Т. в значении «мистическое творчество» («Философские начала цельного знания»). Из философии B.C. Соловьева понятие было воспринято многими мыслителями и поэтами Серебряного века, которые применительно к искусству понимали под Т. творческий акт символического перевоплощения. В данном смысле понятие Т. употреблялось в ранних работах П.А. Флоренского. В начале XX в. под влиянием теософии понятие Т. приобрело значение мистического креативного акта, в котором на место Богатворца заступает человек, теург. Богословское толкование понятия Т. развернуто С.Н. Булгаковым, который утвер ждал, что под Т. следует понимать действие Бога в мире, совершаемое в человеке и через человека. Т. для Булгакова — воплощение Христа, а также продолжающееся во времени в человеческой душе и в человечестве боговоплощение («Свет невечерний» и другие работы). В философии С.Н. Булгакова Бог как подлинный субъект Т. определяет осуществление Т. в жизни Церкви, в христианских таинствах, в богослужении (культ — «плоть» Т.), в деятельности органов власти и в творчестве. Предел собственно человеческих усилий — антропоургия и софиургия, устремление человека к Богу, претензия на Т. — «недоразумение или богоборчество». Лишь приобщаясь через Церковь к Богу, человек становится причастником Т.; в священстве человек становится «живым органом теургии»; в исключительных случаях, стяжав полноту благодати Божией, человек обретает качество святости и как святой становится теургом. Искусство, по Булгакову, призвано быть не только обнаружением высшей Красоты, но и откровением софиургийной тревоги, зовущей к запредельной реальности. В грядущем акте богообщения «теургия и софиургия соединятся в едином акте преображения твари», провозглашал С.Н. Булгаков. Более общий философский смысл придал понятию «Т.» А.Ф. Лосев, который при исследовании неоплатонической концепции первоединого сущность Т. усматривал в «субъект-объектном тождестве, субстанционально данном в субъекте» («Краткие сведения о Прокле»). При определении содержания неоплатонического пути восхождения к первоединому А.Ф. Лосев употреблял понятие Т. в значении достижения высшей цели восхождения, т.е. «обожения». В понятии «Т.» А.Ф. Лосев стремился схватить диалектику нисхождения высшего к низшему и восхождения низшего к высшему, первоединому.

Литература:

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994;

Соловьев B.C. Соч.Т. 2. М., 1988;

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 587-588.

Понятие: