Гегельянство
ГЕГЕЛЬЯНСТВО — школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение («старогегельянцы», «правые») и младшее («младогегельянцы», «левые»). «Старогегельянцы» (Г. Габлер, К. Гёшель, К. Дауб и т. д.) выступили с интерпретацией гегелевской философии в ортодоксально-религиозном духе. «Младогегельянцы», организационно оформившиеся во 2-й половине 30-х гг., переосмыслили основы гегелевской доктрины, выступили с критикой христианства (Д. Штраус, Л. Фейербах, М. Штирнер, М. Тесс, А. Цешковский, Б. Бауэр, К. Маркс).
Общей для младогегельянства была ориентация на «освобождение» гегелевской философии от социально-политического консерватизма, «абсолютного идеализма» и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с острокритическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о «закате христианства», о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентации личности: «критическая философия» призвана заменить или вытеснить христианство.
Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами, весьма широк: проблемы морали, «зла» и «блага» в обществе, возможности и пределы индивидуального самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Значительный вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма М. Штирнером и социализма К. Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля.
Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии (Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин).
А. Б. Баллаев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 492.
Литература:
Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983;
Pepperle I. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. В., 1978;
Sass H. M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in Hegelschule. 1830-1850. MUnster, 1963.