Сюй—Ши (Кузнецов, 2007)
СЮЙ—ШИ (пустота — наполненность) — терминологическая пара, выражающая в китайской философии оппозицию, имеющую онтологические и гносеопсихологические измерения. Словарные значения сюй — «пустое», «нереальное», «ложное»; ши — «наполненность», «полнота», «реальность», «основательность». Категория «сюй» выражает понятие абсолютной вместимости. Первоначально это понятие разрабатывалось главным образом в протодаосских трактатах. «Дао до цзин» (ок. III в. до н.э.) представляет сюй как атрибут дао, соотносящийся с понятием «покой» (цзин, см. Дун—цзин) и определяемый как постоянство знания (чжи чан). В «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н.э.) «пустота», прообразующая целостность мироздания, означает определенное состояние сознания и психики — полную отрешенность («сердечное воздержание»), знаменующее присутствие дао в человеческом сознании. В даосском по преимуществу трактате «Цзин фа» (IV—III вв. до н.э.) сюй - это изначально нерасчлененное «Одно» (и), некая «пелена мрака», из которой «рождаются десять тысяч вещей».
В конфуцианской мысли категория «сюй» нашла место, начиная с трактата «Сюнь-цзы» (IV—III вв. до н.э.). «Пустотность» определяется в нем как один из атрибутов сознания и психики — сердца, делающих возможным познание дао. Познание осуществляется благодаря тому, что сердце достигает «пустотного единства и, [таким образом], покоя». «Пустотность» здесь подразумевает также отсутствие разделения сознания, психики и объекта, а «покой» — выход за границы обычного способа мышления. Сюй обеспечивает усвоение новых знаний таким образом, что ему не препятствуют уже имеющиеся знания. Особо важную роль понятие «сюй» играло в построениях одного из основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) — Чжан Цзая (1020—1078). Он усматривал в сюй исходное состояние космической субстанции ци (пневмы). Понятию «Великая пустота» Чжан Цзай придал высший онтологический статус как «отсутствию [даже] отсутствия/ небытия» (у, см. Ю—у), «исконной телесности пневмы», определяя это понятие через противоположность сюй — «полноту», «реальность» (ши) как «[высшую] реальность Неба» (тянь чжи ши). В то же время «Великая пустота» есть высшая реальность сознания и психики — сердца, а как природная сфера и порождающее начало тождественна Небу. Тай сюй у Чжан Цзая в равной степени субстанция («Великая пустота») и функция («Великая пустотность»), имеющая духовную (см. Шэнь) природу.
В построениях китайских мыслителей-буддистов применялись термины «сюй кун» (или кун сюй) — «абсолютная пустота», основание спонтанного постижения собственной природы Будды, а также «сюй лин» — «чистый ум», выражающий идею отсутствия индивидуального «я», или индивидуальной души. Оппозиция сюй — ши играла важную роль в традиционной китайской науке и сохраняет свое значение в теории китайской медицины как одна из характеристик психических и физиологических процессов и состояний.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 570.